«Рабочий и колхозница. Личное дело» специальный проект Объединения «Манеж» — Артвести
Меню

«Рабочий и колхозница. Личное дело» специальный проект Объединения «Манеж»

Рабочий-и-колхозница.-Фото-Вадим-Фролов.1

2015 год команда Объединения «Манеж» завершает большим отчетным проектом о работе по исследованию истории бытования памятника «Рабочий и колхозница». Выставка станет эскизом новой постоянной экспозиции.

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» считается главным произведением – opus magnum –  советского скульптора Веры Мухиной.  Появление памятника стало не только художественным, но и политическим событием, программным заявлением о становлении «большого стиля» советской эпохи, высшим свободным взлетом монументального искусства предвоенного периода. «Рабочий и колхозница» – один из самых выразительных примеров синтеза искусства: скульптура и архитектура предстают единым целым, неразрывно связанным системой подобия пропорций и объемов. Идейный замысел скульптуры принадлежал архитектору Борису Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. Скульптура олицетворяет собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство – несущих высоко поднятую эмблему страны советов – серп и молот. На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, а также безудержно устремленная вперед динамика древнегреческой статуи Ники Самофракийской. Таким образом, «эталон советского социалистического реализма» восходит к античной скульптурной традиции.

Жизнь памятника, созданного Верой Мухиной и Борисом Иофаном в 1937 году для Всемирной выставки в Париже и ставшего символом советской монументальной пропаганды, продолжилась в СССР – долгие годы скульптура простояла у северного входа на ВДНХ, подвергаясь физическому и символическому разрушению. Идеологическое содержание постепенно деконструировалось новым искусством 1960-х годов – на смену соцреализму пришел соцарт, критикующий официальное советское искусство, его тоталитарный гротеск и мифологию.  Новый художественный язык стремился разрушить стереотипы прошлого, сломать систему официального советского искусства, обнажая его истинный смысл и назначение – политическую пропаганду.

В 2009 году памятник был отреставрирован и вновь установлен на павильоне, воссозданном по проекту Бориса Иофана. Тем временем, искусство 2000-х вновь обратилось к работе с культурными кодами прошлого, пытаясь осмыслить место памятников советской эпохи в истории искусства и общества. Утратившие идеологическую актуальность, объекты материальной культуры СССР приобрели историческую ценность, стали прообразами искусства, использующего новый художественный язык, позволяющий археологизировать не только формы, но и смыслы советского прошлого.

На выставке будут представлены: архивные материалы, оригинальные предметы эпохи создания памятника «Рабочий и колхозница» из коллекции Объединения «Манеж», советская скульптура 1930-х годов, элементы авторского внутреннего каркаса памятника (оригинальная часть памятника весом до 500 кг), объекты современного искусства: фотография, живопись, графика, скульптура, видео.

Андрей Паршиков и Вера Трахтенберг, кураторы:  «Мы предлагаем зрителям погрузиться в историю создания культового памятника, чтобы каждый пришедший на выставку смог увидеть, как монумент проживал свою жизнь, как общество реагировало на его появление в городе и те метаморфозы, которые он когда-то претерпевал, как он отображался в искусстве, и что с ним происходит сейчас.  Хотелось бы показать,  какое влияние на российское искусство и культуру в целом памятник оказал и до сих пор оказывает».

Ирина Толпина, генеральный директор Объединения «Манеж»: «Все четыре этажа выставочного пространства на несколько месяцев займет большой проект, над которым работала вся команда Объединения «Манеж».  Экспозиция «Рабочий и колхозница. Личное дело» — это, в первую очередь,  история о главной советской скульптуре, о временах, в которые ей довелось существовать, и о людях, к ней неравнодушных».

 

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *