ИРИНА ЗАТУЛОВСКАЯ ВИТАЛИЙ КОМАР И АЛЕКСАНДР МЕЛАМИД БОРИС ТУРЕЦКИЙ ЛЕОНИД ПУРЫГИН — Артвести
Меню

ИРИНА ЗАТУЛОВСКАЯ ВИТАЛИЙ КОМАР И АЛЕКСАНДР МЕЛАМИД БОРИС ТУРЕЦКИЙ ЛЕОНИД ПУРЫГИН

1

Музей АРТ4 представляет 4 выставки, которые откроются в один день: больше 30 работ Ирины Затуловской, живопись классиков соц­арта Виталия Комара и Александра Меламида, складни, живопись и скульптура примитивиста Леонида Пурыгина и графику нонконформиста Бориса Турецкого.

Ирина Затуловская Первая экспозиция — работы Ирины Затуловской, созданные за последние 20 лет. В произведениях художника сильны исторические аллюзии: отсылки к традициям иконописи и народного искусства, а также к творчеству Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой периода «инфантильного примитивизма». В то же время, «радикальная простота» Ирины Затуловской соотносится с произведениями также представленного в АРТ4 нонконформиста Бориса Турецкого. Материал выставленных работ Ирины Затуловской — не традиционный холст, а дерево или кровельное железо: художник исследует возможности превращения живописи в объект, а также выразительные возможности фактур и материалов. Таким образом, техническая основа — фон — фактически становится одним из главных героев произведений и создает полноценный уровень репрезентации. Она входит в диалог с самим живописным слоем и текстами — цитатами или воспоминаниями, которые автор включает в работы. Часто ироничные или наивные, они отсылают к событиям из жизни художника и, по словам Ирины Затуловской, представляют собой «дневник жизни».

4

Виталий Комар и Александр Меламид Основатели соц­арта, Комар и Меламид, переосмысляют всевозможные узнаваемые символы: начав в советское время с критики идеологии и образов власти, после 1991 художники переключились на иронизирование над демократией и обществом потребления.

Авторы мастерски сопоставляют в своей живописи элементы, взятые, казалось бы, из разных миров и используют их в игровой, часто эпатирующей форме: например, в представленном произведении «Happy Mother’s Day» 1985 года соседствуют тоталитарные символы — подобия свастик из цветов, крыс или канцелярских таблиц, — классический натюрморт и портрет в стилистике художника Владимира Вейсберга, а в работе «Мы» соединены советская красная звезда и коронованный младенец — экспонат кунсткамеры. Создание работ­ребусов и сталкивание в них казалось бы несовместимых образов становится способом их развенчивания и лишения символических смыслов, а для зрителей — опытом освобождения от идеологических стереотипов.

7

Борис Турецкий Третья выставка — графика классика российского нонконфомизма Бориса Турецкого, который одним из первых среди отечественных художников в 1950­х обратился к абстрактному искусству и стремился выявить в нем общие законы формотворчества. В экспозиции представлены произведения его первого нефигуративного периода конца 1950­х годов и работы цикла «Застолья» 1960­х ­ 1970­х. Первый нефигуративный период — это монохромные абстракции из простейших геометрических фигур, в которых автор исследовал художественный язык и разрабатывал проблемы ритмического построения, структуры и пространства. Также в это время Борис Турецкий создавал монохромные закрашенные гуашью листы бумаги: автор наносил однотонные слои краски слой за слоем, чтобы они создавали на листе рельефную поверхность. Созданное таким образом произведение переставало быть двумерным и обретало вещественность. В автобиографии, написанной от 3го лица, художник так описывает свое творчество: «Борис Турецкий ощущает в жизни человека, прежде всего, ее отрицательную сторону. В его вещах возвеличивается грусть, тяжесть, можно сказать, возвеличивается угнетенность. Это монументальное выражение узости, ограниченности, придавленности…». Так, несовершенный мир, о котором говрит автор, распадается до абстракции в серии «Застолья», куда вошло около 1000 листов, которые объединялись в циклы по 10­30 работ. Каждый цикл начинался с фигуративного изображения комнаты со столом в центре и вокруг него. Постепенно из листа в лист происходит разложение этого сюжета на составные части: фрагменты теряют свою предметную изобразительность, превращаясь в геометрические фигуры, которые листа к листу дробятся и заштриховываются. Представленные на выставке монохромные натюрморты, также созданные Борисом Турецким в 1960­е годы, составляют наиболее трагическую серию художника, возможно, отражающую его болезнь. Эти произведения становятся способом изображения борьбы света и тьмы: белое в них постепенно исчезает под яростными штриховками, сплошь заполняющими пространство листа до полной черноты.

9

Леонид Пурыгин ​/продление выставки, открывшейся 9 декабря/ Четвертая выставка в АРТ4 — деревянные складни, скульптура и живопись художника­самоучки и представителя ар­брют Леонида Пурыгина. Несмотря на отсутствие профессионального образования, в творчестве Пурыгина видны отсылки не только к русскому лубку и народному искусству, но и к иконописи, к готическому искусству и и произведениями художников Северного возрождения: Ван Эйка, Мемлинга и особенно Босха.

Работы Пурыгина — это мир индивидуальной космологии, а его центральная фигура — демиург «Леня Пурыгин из Нары. Гениальный». Альтер­эго художника окружают кочующие из работы в работу персонажи: Голубая женщина­ангел, регулярно спасающей героя из ада, и ее антипод «Пипа Пурыгинская». С героями соседствуют фантастические растения, животные, птицы и ангелы которые покрывают большую часть работ. Визуальные образы дополняют пересказы снов или строки­гимны, часто с грамматическими ошибками и ненормативной лексикой: они дополняют сотворенную Леонидом Пурыгиным живописную вселенную, полную любви и красоты. Как написал художник на одном из своих складней: «Бог — это Космос. Я — это Космос. Любовь — это Космос»

12

Музей АРТ4 Первый в России частный музей современного искусства открылся в 2007 году, активно работал до 2009­го, а потом несколько лет открывался только по заявкам. В декабре 2015 года АРТ4 перезапустился и теперь каждые полтора месяца будет открывать по четыре выставки за раз: показывать главных героев российского современного искусства и молодых художников. В коллекции музея — работы основных российских художников последних 70­ти лет: Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Владимира Немухина, Дмтрия Пригова, Комара и Меламида, Владислава Мамышева­Монро, Олега Кулика, Анатолия Осмоловского и еще 141 автора.

11

Адрес: Музей АРТ4, Хлыновский тупик, 4

Даты работы выставок: ​18 — 25 февраля 2016 (каждый день с 12 до 20)

 

 

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *