ГосдумА может ОСТАНОВИТЬ ОБОРОТ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ — Артвести
Меню

ГосдумА может ОСТАНОВИТЬ ОБОРОТ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

icaad_box_logo

Профессиональные сообщества антикваров и экспертов в области предметов искусства, музейные работники, коллекционеры, граждане — собиратели искусства крайне обеспокоены в связи с тем, что в Государственную Думу РФ поступил на рассмотрение проект закона «Об обороте культурных ценностей в Российской Федерации». Специалисты художественного рынка считают невозможным его одобрение и введение, поскольку это приведет к многочисленным нарушениям действующего законодательства, в том числе, конституционных прав граждан (ст. 35 Конституции РФ), к разрушению сложившихся, понятных всем и основанных на законах, правил на рынке искусства, уничтожению легального оборота культурных ценностей.
Предложенная в данном законопроекте новая схема отношений в сфере сделок с культурными ценностями, не отвечает целям, сформулированным в нем, и не содержит новизны, поскольку действующим законодательством РФ уже урегулированы те вопросы, которые ставят перед собой авторы законопроекта.
Авторы законопроекта пытаются придать ему ложную значимость для государства и общества, на самом деле прикрывая свои реальные намерения – контроль и регулирование с целью извлечения дохода путем создания непреодолимых сложностей в обороте культурных ценностей за счет введения в правовую систему следующих жестких ограничений:
— паспортизации культурных ценностей;
— отнесения предмета к культурным ценностям только на основании заключения экспертизы;
— установления для всех сделок с культурными ценностями обязательного соблюдения нотариальной формы;
— запрета на совершение сделок с культурными ценностями, при условии, что данная культурная ценность не внесена владельцем предмета искусства в единый реестр культурных ценностей;

Реализация данных планов приведет к следующим крайне негативным последствиям:
— возложение новых и очень существенных денежных расходов в виде платы за нотариальное удостоверение, экспертизу, бланк паспорта, как на предпринимателя, так и на физическое лицо, то есть, обычного гражданина, пожелавшего для своих личных нужд продать собственную вещь. Для граждан, имеющих невысокие доходы, данные правила сделают недоступной возможность распоряжаться принадлежащим им имуществом, для малого и среднего бизнеса создадут дополнительную финансовую нагрузку;
— сокращение экспозиционной деятельности в области старого искусства, поскольку, из-за дороговизны и сложности процедуры оформления документов на экспонат, граждане и предприниматели могут утратить интерес к участию в выставках. Последствия негативно отразятся на интересах населения, снижая значение просветительской функции искусства, т.к. ознакомиться с предметами искусства из частных коллекций сегодня можно только на выставках.
— введение норм об обязательной паспортизации предметов, относящихся к культурным ценностям, внесении данных об этих предметах в реестр, как единственное условие совершения сделок с данным имуществом, ограничивает доступ граждан к свободному распоряжению принадлежащими им на праве собственности культурными ценностями и, по сути, устанавливает государственную регистрацию данных движимых вещей;
— существование единого информационного банка (реестра) с личными данными владельцев культурных ценностей, а в особенности, уникальных культурных ценностей, окажется на руку только криминально настроенным гражданам и вполне может привести к посягательствам на здоровье и имущество людей, которые будут числиться в реестре.

Очевидно, что законопроект рассчитан на применение только в городах федерального значения таких, как Москва и Санкт-Петербург. Из законопроекта следует, что в каждом городе страны необходимо создать достаточное количество служб, обязанных выдавать экспертизы и паспорта на культурные ценности, что повлечет увеличение государственных расходов на их организацию и содержание. Не понятно также, каковы в регионах возможности доступа к экспертизе вообще, везде ли есть необходимое количество экспертов?

На наш взгляд, данный законопроект может отвечать только интересам определенной группы людей, которые рассчитывают на личную выгоду от его реализации. Интересам государства и общества данный закон не отвечает, т.к. сплошные необоснованные ограничения приведут только к одному – вызовут непонимание и недовольство граждан, нанесут удар по рынку искусства, сделают теневым оборот культурных ценностей. На сегодняшний день успешного мирового опыта применения аналогичных законов не существует.

Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров выступает против скорого принятия законопроекта в существующей редакции, называя его преждевременным и не отвечающим интересам широкого круга профессиональных ценителей искусства.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *