«ТАЙНЫ ЗАЗЕРКАЛЬЯ ВАСИЛИЯ КАФАНОВА» — Артвести
Меню

«ТАЙНЫ ЗАЗЕРКАЛЬЯ ВАСИЛИЯ КАФАНОВА»

Танец. 2010, х.,б., тушь, акрил, 100х70
Творческая биография известного американского? или известного русского? Художника Василия Кафанова складывалась постепенно в разных странах и в разных художественных традициях, и, в результате, стала вполне успешной.
Получив первые художественные впечатления в кругу семьи (отец и мать Василия — российские литераторы), основные навыки погружения в искусство – музыку, литературу, изобразительное искусство, он впитал вместе со сказками и рассказами своей бабушки. Это ощущение культуры во всех ее проявлениях сохранилось в его творчестве на всем протяжении работы сначала в России, а потом и в Америке.
Россия дала в основном опыт применения своего таланта, познакомила с основами профессии. Америка дала возможность показать свой мир, отшлифовать сложные авторские технические приемы, расширить смысловой диапазон. Трудно сказать, чего в творчестве Василия Кафанова больше, – русских корней, или американской биографии. Это дает нам право называть художника то известным американским мастером, то знаменитым русским живописцем. Очевидно, что уроки гармонии, заложенные в детстве, позволили ему безболезненно перейти «русские» границы и столь же свободно чувствовать себя в «американских» пределах.
Мир Василия Кафанова — мир выдуманный, мир параллельный, во многом основанный на подсознательных ощущениях и активно эксплуатирующий большой культурный багаж автора. Свободно перемещаясь из одних культурных традиций в другие, автор пронес на протяжении всего своего творческого пути главную особенность, а именно ощущение неразделимости времени и пространства. Возможно, именно поэтому его современные картины воспринимаются как некий «антиквариат» с его застывшими на века временно-пространственными координатами. Этому впечатлению способствует также и авторская, легко узнаваемая манера живописи, в которой нет ничего случайного, где скрупулезно проработан каждый сантиметр поверхности, где каждой детали найдено свое определенное место. Что же это за миры, в которые художник с завидным постоянством вновь и вновь заставляет вглядываться своих зрителей, кто их обитатели? Реальны ли они?
«Главный» мир Василия Кафанова — это зазеркалье, населенное фантастическими, но очень умными рыбами-башнями, которые несут на себе другие миры, и в то же время сами являются этими непознанными галактиками. Их не понять, их человеческие лица, отрешенные и самоуглубленные не дают ответа, у них другая миссия: лишь обозначить пресловутую параллельную реальность и поставить знак вопроса. Возможно, Василию Кафанову с его почти научным интересом к загадкам древних цивилизаций, эзотерическим практикам и всему тому, что находится за пределами нашего мира, удалось разгадать эту загадку. Этот путь он предлагает пройти зрителю самостоятельно. Фантастика? Возможно. Но она открывает путь к познанию. Художник придает зримую, ощутимую, реальную форму тем ассоциациям и тем духовного прозрения, которые охватывают подготовленного человека при рассматривании древних текстов, средневековых манускриптов и рукописей и ранних европейских гравюр. Художник и сам признается в этом и пишет: «я стараюсь воссоздать и передать это ощущение наивности и чистоты» Наивность и чистота – это, пожалуй, главные отличительные особенности такого литературного жанра как сказка. Именно поэтому во многих работах Кафанова главными персонажами становятся Арлекины, Шуты, Дамы и Короли. «Рукодельная наивность образов нарочно отсылает к мировоззрению ребенка, рисующего в альбоме сказочных героев, или, может быть, старательного средневекового художника, выводящего на картах реальных местностей невиданных существ. Работы Кафанова повествуют о путешествиях в пространстве и времени, являя зрителю как существующие места, так и города-грезы.» Э.Николаева. Свои магические картины-карты с их изображениями, художник раскладывает как некий пластический пасьянс бесконечный и увлекательный. Иногда его персонажи вырываются из плоскости картины, располагаясь то в коллажах, то в объемной скульптуре. Так написалa Андреа Байер, куратор Метрополитен музея (Нью-Йорк) про смысл работ Кафанова, про сущность его картин: «каждая из которых так естественно ведет к следующей, переходя от одной темы к другой, от эксперимента к эксперименту. Темы их также перетекают одна в другую и, завершив круг, живописные работы, скульптуры и коллажи возвращаются к тем же идеям, к тому же образному миру, но уже увиденному под другим углом другими глазами»
Творчество Василия Кафанова подчеркнуто индивидуально и оригинально, как оригинальна и индивидуальна сама личность художника. Русского художника? Американского художника? Художника нашего мира? Адепта другой реальности?
Выставка, несомненно, вызовет подлинный интерес у всех тех, кто сможет отрешиться от привычной повседневности, тривиальности и привычных эмоций и захочет погрузиться в непостижимый мир авторской фантазии, воплощенной в мастерски сделанных картинах-ребусах Василия Кафанова

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *