АРХПАРАХОД

18 июля 2016 года, Москва

Задуманный как передвижная площадка Московской Архитектурной Биеннале, одновременно выставочная и дискуссионная, «АРХ Пароход» завершил свое первое плавание по маршруту Москва – Нижний Новогород – Москва. С 4 по 10 июля 2016 года комфортабельный теплоход «Григорий Пирогов» преодолел 1718 километров, совершив остановки в шести городах с богатейшей историей: Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Кострома, Рыбинск и Углич. И какими бы умиротворяющими ни были пейзажи, открывающиеся с открытых палуб, параллельно с ними на всем протяжении путешествия на борту бурлила активная жизнь.

В столь необычных обстоятельствах главные мэтры современной российской архитектуры оказались, пожалуй, впервые: в отрыве от повседневности и будничной рутины, в окружении творчески мыслящих коллег – атмосфера «АРХ Парохода» располагала к жарким профессиональным обсуждениям. Благодаря, в том числе, образовательной программе «Горизонты», разработанной кураторами Бартом Голдхоорном и Еленой Гонсалес, эти обсуждения не стихали ни на минуту.

Первым делом участники проекта – ведущие архитекторы и дизайнеры – выбрали из заранее сформированного шорт-листа, куда вошли Максим Атаянц, Тотан Кузембаев, Олег Шапиро, Борис Бернаскони и Никита Явейн, – победителя в ставшей традиционной для АРХ Москвы номинации «Архитектор года». В торжественной обстановке, в присутствии представителей авторитетных российских и московских СМИ, кураторы объявили, что им стал последний упомянутый номинант – руководитель санкт-петербургской «Студии 44». Тем же вечером Никита Явейн поделился с коллегами опытом участия – и победы – во Всемирном фестивале архитектуры, последние годы проходившем в Сингапуре.

Очевидной находкой программы, вызвавшей большой интерес со стороны пассажиров, оказалось эстафетное интервью, которое в прямом эфире транслировалось по корабельному радио. В течение 15-30 минут выбранная пара архитекторов задавали друг другу вопросы, а затем к ним присоединялся еще один участник, и интервьюер превращался в интервьюируемого. Вопросы были иногда закономерные, но чаще – неожиданные и провокационные. В немалой степени, по словам архитекторов, откровенность провоцировала обстановка радиорубки: тому, кто «держит ответ», предлагалось расположиться полулежа на кушетке в углу. В итоге каждый побывал и в роли «доктора», и в роли «пациента», а беседу приверженца классического ордера Максима Атаянца и убежденного модерниста Бориса Бернаскони даже пришлось перенести в основной конференц-зал – настолько был велик интерес коллег к их словесному идеологическому поединку.

Среди участников «АРХ Парохода» прошел и «Конкурс красоты», на котором путем обсуждений и голосования в два тура выбрали лучшую из обозначенных кураторами постройку 2015-2016 года – музей Народного творчества Китайской академии искусств, спроектированный японцем Кенго Кумой в Ханьчжоу.

Причем все это происходило буквально за обедом, выдерживая баланс приятного и полезного: впечатления от поездки зарисовывали прямо на салфетках, а в экскурсии по городам отправлялись с миссией – зафиксировать примеры плохого и хорошего в градоустройстве, чтобы потом обсудить их вместе с коллегами. Особенно увлекательными получались такие обсуждения, когда в них принимали участие архитекторы тех городов, где «АРХ Пароход» периодически швартовался: опыт коллег по цеху в регионах, по признанию москвичей, оказался любопытен.

Конечно, российские архитекторы поговорили и собственно о реке, обсудив подходы к проектированию прибрежных зон, которые актуальны в мире. Заодно – поделились друг с другом малоизвестными подробностями аналогичных инициатив в нашей стране. В частности, представили результаты воркшопа, который этой весной провел МАРШ в Татарстане: придуманные студентами всего за две недели проекты по благоустройству десятка общественных пространств возле рек уже постепенно начинают реализовываться.

Но центральным событием, дебаты вокруг которого не затухали фактически всю неделю, стало создание документа под названием «Волжский манифест». В далеком 1933 году на лайнере «Патриус II», шедшем из Марселя в Афины, Ле Корбюзье выработал свою знаменитую Афинскую хартию. Вот и участники сегодняшнего «АРХ Парохода» попытались сформулировать свое отношение к тому, что происходит с современной архитектурой, в каком направлении нужно двигаться, а в каком – наоборот, этого делать не стоит. Сегодня, 18 июля 2016 года, спустя неделю после возвращения экспедиции в Москву, редакционный совет «Волжского манифеста» под председательством архитектора Евгения Асса представляет на суд коллег и единомышленников финальную версию документа. А организаторы, в свою очередь, готовы подвести первые итоги проекта.

Главный из них – «АРХ Пароход» состоялся. Не прошел и не проплыл, а именно доказал свою состоятельность – как уникального формата для профессионального общения, обладающего колоссальным потенциалом. По насыщенности и напряженности коллегиального дискурса семидневный круиз по Волге получился беспрецедентно значимым и значительным, причем для гораздо более широкого круга людей, чем могло бы показаться.

С одной стороны, в архитектурном экспертном сообществе наметились новые связи и новые общие цели, свежие идеи и темы для дальнейших обсуждений. Все остальные, с другой стороны, получили в свое распоряжение бесценный интеллектуальный продукт – в виде «летописи» импровизированных бесед и мозговых штурмов среди тех, кто сегодня в самом деле творит историю. В этом была, есть и будет роль Архитектора. И, как любое интеллектуальное наследие, нам еще предстоит его расшифровывать, каталогизировать, транслировать – и пополнять.

Поэтому «шоу должно продолжаться». 16 сентября 2016 года «АРХ Пароход» официально заявит о себе широкой публике как о масштабном социально-образовательном проекте – вместе с первыми плодами своей деятельности, «Волжским манифестом» и «Глоссарием русского дизайна». А также представит следующую веху в развитии – летом 2017 года «АРХ Пароход» выйдет на новый уровень мощности. На сей раз семидневное путешествие – между Москвой и Санкт-Петербургом – пройдет на просторном комфортабельном судне: в расширенном составе, с большими площадями – и большими возможностями. Снова будут обсуждения и воркшопы, кинопоказы и лекции, а наряду с экспозициями АРХ Москвы – отдельная выставка Архитектора года, объявленного на борту первого «АРХ Парохода». Никита Явейн – уроженец «культурной столицы», так что неслучайно корабль поплывет в Санкт-Петербург: там пассажиров и гостей ожидает наиболее насыщенная и обширная программа.

Мы уверены, что формат, при котором в одном месте и на протяжении достаточного количества времени случается такая концентрация Профессионалов с большой буквы, обречен стать «двигателем прогресса» – и, в конечном счете, выработки универсального инструментария, с помощью которого архитектор мог бы отвечать вызовам сегодняшнего и завтрашнего дня.

От artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий