«Ни дня без искусства» — Артвести
Меню

«Ни дня без искусства»

1-1   1-3
выставка
«Ни дня без искусства»
Ученица Малевича/Единомышленница Эйзенштейна
Заслуженный художник театра и кино Лидия Наумова (1902-86)
20 октября – 12 ноября 2016
1-7
20 октября 2016 г. Галерея ТНК Арт открывает один из самых масштабных проектов сезона – «Ни дня без искусства», где будет представлено графическое и живописное наследие Заслуженного художника театра и кино Лидии Ивановны Наумовой (в девичестве Жаровой, 1902 – 1986 гг.), родной сестры Народного артиста СССР Михаила Жарова.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Выпускница ВХУТЕМАСа, ученица Малевича, Удальцовой, Родченко и Поповой, Лидия Наумова сумела воплотить в своём творчестве идеи учителей и наставников, воспитавших в ней чувство пространства, ощущение пластической формы, вкус к фактуре и цвету. Как вспоминала сама Лидия Ивановна, «Малевич научил меня композиции. До сих пор чувство ритма на плоскости или в пространстве сохранилось во мне».
Большой творческий потенциал и самозабвенная отдача позволили Наумовой освоить самые разные жанры изобразительного искусства и при этом выработать неповторимую узнаваемую манеру письма: «в пейзаже она быстро улавливает состояние природы, в портрете — характер», — пишут её современники.

1-2
В театр, а затем и в кино Лидия Наумова пришла уже сложившимся художником. Здесь, она обнаружила драгоценную для театрального художника способность легко переходить из эпохи в эпоху, работать одновременно над декорацией и костюмом, создавая не просто костюмы, но характеры, образы.

1-4
В 1943 году Лидия Наумова стала главным художником по костюмам и декорациям к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», который стал последним фильмом культового режиссёра, эталоном историко-биографического произведения, удостоенного государственной премией для многих участников съёмочной группы.

1-1
Эскизы Лидии Наумовой к «Ивану Грозному» отличаются особой образной содержательностью, фактурным богатством, экспрессивностью и безупречностью графического исполнения. Резкие ритмы, напряжённая цветовая гамма и при этом лиризм и поэтика, а также тонкое ощущение русской культуры и истории – изобразительная метафора художника, дополняющая режиссерский замысел. Это «самостоятельные графические произведения – документы творческого содружества режиссера и художника, подписанные скромно Наумовой и размашисто Эйзенштейном», — определяют современники Наумовой.
Сотрудничество с Сергеем Эйзенштейном стало для Лидии Наумовой не только великолепной школой как для художника. Встречу с Мастером она считала самым значительным событием в своей жизни. И сам Эйзенштейн о Наумовой отзывался как о «первоклассном и нужнейшем работнике».
1-5
Адрес галереи:  РФ, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 6
Часы работы: пн-пт 11:00-19:00, сб 11:00-17:00
Телефон: (499) 9781863, (985) 9980658
e-mail: gallery.tnkart@yandex.ru
www.tnkart.ru
1-6
Лидия Наумова родилась в 1902 г. (- 1986 г.)
В 1914 г. поступила в Строгановское училище. В своем письме Наде Леже от 1971 г. Лидия писала: «занятия на первом курсе были разбиты по дисциплинам, их было четыре. Рисунок вел Щербиновский, живопись – Древкин и Удальцова, фактуру – Родченко и Любовь Попова, композицию – Малевич. Мы получали понятие о всех «составных» законах живописи. Малевич научил меня композиции».
В 1924 г. училась на факультете театрально-декорационного искусства у Федоровского и Веснина, где познакомилась с законами сцены, спецификой театральной живописи. В 1925 г. стала дипломированным специалистом – театральным художником-постановщиком.
В 1928 г. принимала участие в международной выставке печати в Кельне. Работала над оформлением павильона вместе с Лисицким.
В середине 1930-х гг. серьёзно обратилась к живописи, продолжая оформлять площади и театры.
С 1938 г. регулярно участвовала в московских и всесоюзных выставках как живописец и художник театра и кино.
С 1939 г. работала в театре в качестве художника-оформителя (спектакль «Три сестры» для Русского драматического театра).
С 1942 г. работала с Сергеем Эйзенштейном над костюмами и декорациями к фильму  «Иван Грозный». С 1943 г. – главный художник. От этого периода сохранились чёрно-белые эскизы и наброски, красным карандашом размашисто подписанные Эйзенштейном.
С конца 1940-х гг. являлась художественным руководителем «Московского дома моделей».
Лидия Наумова работала на съёмочных площадках вместе с Леонидом Гайдаем, Михаилом Калатозовым и другими известными режиссерами. При её участии были созданы фильмы «Идиот», «Летят журавли», «Девчата», «Деловые люди», фильм-опера «Борис Годунов» и многие другие.

1-8

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *