УДЕЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
СЕССИЯ II: ЧЕЛОВЕК И «ДРУГИЕ»
любовь, дружба, подозрение, отвращение
Выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?»
ММОМА, Ермолаевский переулок 17
02.11.2016 – 08.01.2017
Художественный руководитель проекта: Виктор Мизиано
Сокуратор сессии: Елена Яичникова
Консультанты проекта: Мадина Тлостанова и Александр Бикбов
Сокуратор первой сессии: Дарья Пыркина
Московский музей современного искусства представляет вторую сессию масштабного междисциплинарно
Сессия включит в себя исследовательски
Первая часть выставки — «Любовь холоднее смерти» — обобщает комплексную, неоднозначную природу любовного переживания, опровергая понимание любви как некоего экстатического и самодостаточного опыта. Любовь не создает из любящих некой целостности, а, напротив, возможна как раз в силу их внутренней раздвоенности: в каждом из них всегда уже есть другой. При этом, отдаваясь любовному чувству, человек не столько обретает другого, сколько возвращает себя себе. «Любящие, — писал Рильке, — трепетно оберегают одиночество друг друга». То, что мы обретаем в любви никогда не дается нам полностью, напротив, оно постоянно и подчас мучительно от нас ускользает. Избыток здесь оборачивает нехваткой. Это и только это предполагает возможность «вечной любви», «любви до гроба».
Как заметил Франсуа де Ларошфуко, любви бы не было, если бы о ней не писали книги. Во второй части выставки, названной «Фрагменты речи влюбленного», будет раскрыта составляющая культурной традиции любовного переживания: любовь — это всегда репрезентация; это всегда игра и сцена, любовь — это всегда приобщение к некой традиции любовного переживания и хотя бы от части любовь к самой любви.
Третья часть выставки «Церемониал любви» проследит, как любовь тяготеет к ритуалу, который можно считать антропологическо
Название четвертой части выставки «Личное есть политическое» отсылает к известному слогану американских политических активистов 1970-х (“Personal is political”). Признаваясь в любви, мы более чем когда-либо стараемся избегать банальности. Как утверждает философия языка, меняя язык, мы меняем реальность; меняя наше повседневное поведение, мы меняем устройство социального мира. Так любовь становится метафорой и реальной силой общественного обновления. Будучи всегда событием, выпадающим из рутины, любовь, как утверждает Ален Бадью, — это всегда момент истины; она всегда утверждает возможность «нового способа быть».
Выставке будут сопутствовать видеопоказы, лекции и дискуссии. Основной блок программы запланирован на декабрь 2016 года.
Художники-участн
О проекте «Удел человеческий»
Задуманный тремя ведущими московскими институциями — Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), Московским музеем современного искусства (MMOMA) и Еврейским музеем и центром толерантности — этот междисциплинарны
Название проекта отсылает к одноименной книге Ханны Арендт, в которой она пытается дать ответ на один из ключевых вопросов минувшего века – как быть и остаться человеком перед лицом драмы Истории? Идея проекта, объединившего три музея, исходит из предположения, что человек и его место в мире XXI века сегодня вновь становится одной из центральных культурных проблем. Художники и мыслители начинают возвращаться к темам памяти и травмы, корней и бездомности, биографии и судьбы, надежды и любви, веры и верности. Современная реальность не может быть сведена к однозначным определениям и исчерпывающим интерпретациям, а потому именно человек и его опыт оказываются исходной и конечной точкой актуальной картины мира.
Проект «Удел Человеческий», сочетающий исследовательски
Завершится проект большой итоговой выставкой и публикацией сборника статей по материалам симпозиумов.