«Транспозиции II»

Резиденция для художников — это нечто вроде хостела или общежития, только непременно оборудованного мастерскими, где можно рисовать, фотографировать или, например, монтировать видео. Резиденции популярны, их становится все больше, отдельные художники иногда по несколько лет перемещаются из одной в другую, реализуя на практике известную максиму о том, что художник должен быть гол, нищ и в идеале бездомен. Как раз вот такой трансцендентальной бездомности посвящена выставка в Музее нонконформистского искусства. К участию пригласили авторов, которые в последние два года жили и работали в арт-резиденции при центре «Пушкинская-10», и предложили им поразмышлять над тем, что для них значит дом. Американские художники Андреа Станислав и Дин Лозов искали ответ на улицах в рамках своего перформанса Reflect: они бродили по Петербургу в авторских костюмах, покрытых тысячами зеркальных значков, и раздавали их прохожим взамен на фото и ответ на вопрос «что такое дом?». А японский автор Нобушиге Коно сконструировал для музея своеобразное жилище из мусора, найденного на улицах Петербурга.

Когда: 11 марта — 9 апреля

Где: Музей нонконформистского искусства (Лиговский пр-т, 53)

Стоимость: 100 рублей

www.nonmuseum.ru

«Константин Сомов. Живопись и графика»

Последний раз в России ретроспективные выставки Константина Сомова — одного из важных представителей художественного объединения «Мир искусства» — проходили в конце 60-х и были приурочены к 100-летию со дня рождения художника. С тех пор ничего подобного не было. Восполняет пробел KGallery в свойственной ей манере: в основе выставки работы из частных коллекций, плюс отдельные экспонаты предоставят музеи (например, Русский музей и Музей Анны Ахматовой). Из редкостей: все три существующие издания знаменитой «Книги маркизы» — сборника фривольных текстов с иллюстрациями Сомова, — а еще коллекция фарфора, созданная по эскизам художника, и уникальный фотоархив.

Когда: 24 марта — 14 мая

Где: KGallery (набережная реки Фонтанки, 21)

Стоимость: 100 рублей

www.kgallery.ru

Георгий Верейский

Одновременно с выставкой Сомова в KGallery в Русском музее будет идти большая ретроспектива Георгия Верейского — тоже, к слову, успевшего побыть мирискустником (но на поколение младше) и революцию поддержавшего. Верейский — мастер печатной графики, большую часть жизни проработавший в экспериментальной литографской мастерской ЛОСХа. Помимо графических портретов, которыми он известен в первую очередь, на выставке покажут пейзажную графику: изображения Ленинграда и Москвы, а также трогательные деревенские пейзажи.

Когда: 30 марта — 15 мая

Где: Михайловский замок (ул. Садовая, 2)

Стоимость: 300 рублей

www.rusmuseum.ru

«Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик»

Когда: 1 апреля — 2 июля

Где: Музей Фаберже (набережная реки Фонтанки, 21)

Стоимость: 450 рублей

www.fabergemuseum.ru

После прошлогоднего успеха выставки работ Фриды Кало, Музей Фаберже готовит новый потенциальный хит: этой весной здесь покажут ретроспективу Сальвадора Дали, которую готовят испанские кураторы из фонда «Гала — Сальвадор Дали». Фонд этот сверхактивен, регулярно открывает выставки и даже музеи-представительства по всему миру, и, прямо скажем, излишне коммерциализирован. Улучшить репутацию помогают концептуальные проекты, объединенные ясной идеей. В Музее Фаберже, например, экспозиция будет построена вокруг классических мотивов в работах Дали: так, на выставке покажут серию графических иллюстраций к знаменитой автобиографии итальянского скульптора и ювелира Бенвенуто Челлини, серию иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, а также картину «Геологическое эхо. Пьета» 1982 года, в которой художник переработал знаменитую скульптуру Микеланджело, хранящуюся в соборе Святого Петра в Риме.

«Структуры»

В аннотации к выставке «Структуры» в Мраморном дворце Русский музей дает пояснение, переводя с латыни: «структура — строение, упорядоченное строение, расположение, порядок, связь». Другими словами, это проект про чистую форму, формализм — то, за что в советское время можно было вылететь из Союза художников, а в современных реалиях больше соответствует критериям промдизайна, чем искусства. Так, здесь, например, покажут инсталляции Алексея Костромы из расставленных ровными рядами яичных скорлупок, геометрические композиции из разноцветного фарфора Олега и Ольги Татаринцевых и эффектную деревянную скульптуру Виталия Пушницкого.

Когда: 6 апреля — 29 мая

Где: Русский музей, Мраморный дворец (ул. Миллионная, 5/1)

Стоимость: 300 рублей

www.rusmuseum.ru

«НОМ 30 лет. Короли Санкт-Петербурга»

«Драматизация идиотических проявлений действительности и идиотизация драматических» — такой была идейная установка панк-группы НОМ на момент ее появления в конце 80-х. Помимо музыки, команда решала эту задачу и альтернативными методами: устраивала перформансы-интервенции в городскую среду, снимала игровые короткометражки и создавала рок-оперу. На выставке к 30-летнему юбилею проекта покажут фильмы, костюмы, фотографии, а еще картины примкнувшего к НОМ художника Николая Копейкина.

Когда: апрель-июнь

Где: «Эрарта» (29-я линия В.О., 2)

Стоимость: 500 рублей

www.erarta.com

«Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения»

Верещагин в России не обладает такой всенародной любовью, как, например, Айвазовский, но перспектива есть. Главное — правильно расставить акценты: тут важна и специализация на батальной живописи, и личное участие в многочисленных битвах, и несколько тяжелых ранений, и героическая смерть во время морского сражения у берегов Порт-Артура. Верещагин был большой патриот, но и любитель путешествий, одно время очень увлекся Востоком, чем, по слухам, навлек на себя недовольство императора и вроде бы даже сжег после этого несколько картин. К 175-летию художника в корпусе Бенуа пройдет большая ретроспектива: покажут около 200 работ; помимо собственной коллекции Русского, будут работы из Третьяковской галереи и нескольких других российских музеев.

Когда: 20 апреля — 24 июля

Где: Русский музей (набережная канала Грибоедова, 2)

Стоимость: 450 рублей

www.rusmuseum.ru