• 10 марта 2017

Изъятие картин из Международного центра Рерихов (МЦР) в Москве его руководство называет “вооруженным захватом музея недалеко от Кремля”. При этом главными действующими лицами, по его словам, в нем были не следователи, а представители министерства культуры и Музея искусства народов Востока.

В министерстве и музее эти обвинения отвергают; там настаивают на том, что их представители лишь присутствовали при изъятии в качестве экспертов.

Картины изъяли 7 марта в рамках следственных действий по делу “Мастер-Банка” и бывшего председателя совета его директоров Бориса Булочника. Он был известным меценатом и долгое время спонсировал МЦР, в том числе и покупая для него картины Николая и Святослава Рерихов.

При этом, как заявили представители МЦР, из центра было взято много картин и других артефактов, которые не могли, по их мнению, иметь отношения к уголовному делу, в рамках которого проводилось изъятие.


Международный центр Рерихов – общественная организация. Ее московский офис и музей художника Николая Рериха находятся на территории старинной городской усадьбы Лопухиных. В музее хранится обширная коллекция гималайских этюдов Николая Рериха.


“Я думаю, что я имею полное право сказать то, что я сказал. Произошел захват музея в центре столицы нашей недалеко от Кремля. Тем самым нанесен серьезный удар по престижу нашей родины и вообще по культуре”, – заявил на пресс-конференции в Москве вице-президент центра Александр Стеценко.

В два приема

Стеценко рассказал, что обысков было два: первый начался незадолго до открытия музея во вторник 7 марта и продлился несколько часов, а второй – после того, как первую партию картин увезли днем – продолжался до утра 8 марта.

Следственные действия проводили сотрудники СК, ОМОН (всего в нем участвовали, по оценкам МЦР, около 60 человек), но главную роль в нем, по словам Стеценко, играли советник министра культуры Константин Рыбак и заместитель генерального директора Музея искусства народов Востока Тигран Мкртычев.

Центр Рерихов расположен в старинной усадьбе в самом центре Москвы

“Вторая очередь изъятия наследия длилась до 5 часов утра. Здесь я лично видел, как распоряжались Мкртычев, Рыбак и сотрудники музея [Востока], которые носили, подносили, паковали”, – рассказал на пресс-конференции Александр Стеценко.

“Так – эту снять, эту снять, а нет, это не подлинник, нам она не нужна”, – передал он слова Тиграна Мкртычева во время изъятия картин.

В интервью Русской службе Би-би-си Тигран Мкртычев полностью отверг обвинения в том, что он и Константин Рыбак давали указания следователям, сказав, что лишь консультировал сотрудников СК.

“Как вы себе это представляете, два человека, один из музея Востока, а другой из министерства культуры, руководят действиями Следственного комитета? […] Я думаю, что вы знаете, что люди, работающие в Следственном комитете, не имеют достаточной квалификации для того, чтобы работать с памятниками культуры и произведениями искусства. Ровно для того, чтобы господин Стеценко не сказал, что Следственный комитет все разгрохал к чертовой матери в труху, были приглашены люди из министерства культуры и музея Востока”, – сказал он.

Был ли список?

По словам руководства Международного центра Рерихов, у следователей не было изначально списка картин, которые они собирались изъять, его составили по ходу следственных действий в музее. Об этом, в частности, рассказал на пресс-конференции председатель попечительского совета общественного Музея имени Рериха (он входит в состав МЦР) знаменитый шахматист Анатолий Карпов.

“Если у вас есть доказательства, что какие-то картины были куплены на незаконные средства, то конкретно их и должны были изымать. То, что изъяли, сегодня проконтролировать невозможно. Я считаю, что это нарушение прав и музея, и общества Рерихов”, – сказал он.

После ухода следователей в музейных залах осталось много пустых рам из-под картин

В ответ на просьбу Русской службы Би-би-си объяснить, был ли у следователей некий список картин, которые они собирались изъять в рамках расследования уголовного дела, замминистра культуры Владимир Аристархов сказал, что следствие пока его не составило.

“Видимо, смысл этих мероприятий – именно разобраться, какие были связи между “Мастер-Банком” и МЦР, и какие именно картины были приобретены или получены каким-либо иным способом на деньги обманутых вкладчиков”, – сказал он Би-би-си.

Споры вокруг наследия Рерихов…

В МЦР считают, что у министерства культуры две цели – забрать у центра все культурное наследие семьи Рерихов, а также выселить центр и музей из здания усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке. Она была передана Советскому фонду Рерихов, созданному в 1989 году. Там разместили ту часть наследия, которую передал безвозмездно Святослав Рерих.

Вокруг этой усадьбы уже много лет идут судебные споры. Дело в том, что министерство культуры не признает МЦР правопреемником фонда, которому передал наследие сам Святослав Рерих и которому выделили для его размещения здание усадьбы.

В центре утверждают, что в ходе обыска были изъяты картины, которые не имеют отношения к уголовному делу

Владимир Аристархов считает, что у МЦР нет права занимать это здание. “Исторически так сложилось, что они там находятся. Просто мы ценим ту работу, которую они вели все предыдущие годы. Ну, мы же не будем на улицу их выбрасывать”, – сказал замминистра культуры в беседе с Би-би-си.

По данным коммерческих реестров, учредителями Международного центра Рерихов в 1991 году были The Nicholas Roerich Museum United States of America, болгарская фирма “Лара М”, “Граждане России” – Международная ассоциация фондов мира, а также Эстонское общество Рерихов.

По словам Тиграна Мкртычева, тот факт, что среди учредителей нет Советского фонда Рерихов, как раз и свидетельствует о том, что МЦР не является его правопреемником.

…и вокруг усадьбы

В Международном центре Рерихов считают иначе. Во-первых, там не сомневаются в том, что МЦР является прямым правопреемником Советского фонда Рерихов.

По словам работников центра, Святослав Рерих, передавая наследие в Советский Союз, поставил условием то, что им должна распоряжаться именно общественная организация, которая не будет подчиняться государству, министерству культуры. Таковой как раз и является МЦР

Во-вторых, там отмечают, что еще в 2014 году правительство Москвы, владевшее на тот момент усадьбой, отдало два здания на ее территории, включая главный дом, в безвозмездное пользование МЦР сроком на 10 лет, и что Музей искусства народов Востока незаконно пытается выселить их оттуда.

Дело в том, что в 2015 году усадьба была передана в федеральную собственность, а затем Росимущество передало ее в оперативное управление музею Востока. Как утверждают в МЦР, с тех пор в усадьбу зачастили проверки, цель которых – доказать, что центр допускает серьезные нарушения в ходе использования недвижимости, и заставить расторгнуть договор безвозмездной аренды.

Центр Рерихов указывает на то, что более чем два десятилетия он вел обширную культурно-просветительскую работу и даже отреставрировал за свой счет здание усадьбы, которое находилось в аварийном состоянии.

В результате одной из проверок Росимущества в усадьбе Лопухиных были обнаружены зарегистрированными 17 юридических лиц. МЦР настаивает на том, что они были зарегистрированы с нарушениями. Это дело будет рассматриваться в суде 13 марта.

Цель – музей?

И в министерстве культуры, и в МЦР говорят, что их главная цель – сохранение наследия Рерихов в рамках большого музея. И обе стороны обвиняют друг друга в том, что они используют имя Рериха в каких-то личных целях.

“У меня есть только одна цель – сделать государственный музей семьи Рерихов. Потому что за последние 20 лет благодаря деятельности Международного центра Рерихов имя действительно крупного художника и большого общественного деятеля превратилось в своеобразный жупел, про который вспоминают только в связи с оккультизмом и со скандалами”, – сказал в беседе с Би-би-си Тигран Мкртычев из Музея искусства народов Востока.

В центре, в свою очередь, отмечают, что если бы государство стремилось создать музей, то у него были для этого все ресурсы.

“У государства есть достаточно картин, которые и предназначены были для этой цели. Юрий Николаевич Рерих привез в 1950-х годах в СССР огромную коллекцию картин, более 500 произведений, которые и предназначены были для государственных музеев. Да и кроме этой коллекции в государственных музеях достаточно полотен Рериха, но, к сожалению, они все находятся в запасниках”, – сказал на пресс-конференции Александр Стеценко.

“Наше личное убеждение, что инициатива министерства культуры по созданию музея семьи Рерихов в усадьбе Лопухиных – это прикрытие для уничтожения нашего музея. Говорить о создании музея Рериха и уничтожать музей, созданный самим Святославом Николаевичем Рерихом?”

В настоящее время, как сообщила журналистам официальный представитель МВД Ирина Волк, “главным следственным управлением ГУ МВД России по Москве в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве переданы в один из государственных музеев для проведения дальнейшей экспертизы картины Николая и Святослава Рерихов”. В какой именно, она не пояснила

http://www.bbc.com/russian/features-39222588

От artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий