Человека труда во всей его красоте и мощи можно увидеть на выставке народного художника России Вилена Дворянчикова  в студии Авилова.

Без него представить культурное пространство региона невозможно. Как живописец, он золотыми буквами начертал своё имя на скрижалях липецкого искусства. Как гражданин во многом способствовал формированию местной культурной среды. Вилен Дмитриевич Дворянчиков – красивый, щедрый человек, оставивший нам так много.

– Отец говорил: «Если бы я жил в тундре – писал бы оленеводов. Но я живу в регионе, где зарождалась металлургическая промышленность страны, в городе металлургов, мои соседи – сталевары. Как же я могу этой темой не болеть?», – вспоминает дочь живописца, заместитель директора Областного художественного музея Ирина Виленовна Дворянчикова. – Его героями были прекрасные, сильные, здоровые мужчины – отец отдавал должное настоящей мужской красоте, как физической, так и духовной. Он вообще был большим поклонником красоты, замечать которую во всём завещал учитель Виктор Семёнович Сорокин. Папа считал, что человек честнее раскрывается именно в труде. И когда он попал на металлургическое производство, его захватили масштабы (в папином любимом стихотворении Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» есть такая строчка: «привлечь к себе любовь пространства»), его потрясли мускулистые ребята, повелевающие раскалённой лавой и огнём.

Выставка Вилена Дворянчикова «Industrial paints» стала третьей после начала работы Студии. Среди представленных экспонатов как уже хорошо известные полотна, так и ранее нигде не выставлявшиеся картины, графические работы мастера, хранящиеся в семье, а также в Художественном и краеведческом музеях.

«Industrial paints» можно перевести и как промышленная окраска, и как производственная картина. Последние несколько десятилетий человек в рабочей форме не вдохновлял мастеров кисти. Да и заказа от государства на возвеличивание пролетария не поступало давно. Хотя в последнее время снова возросло внимание и к рабочей профессии, и к самому человеку трудящемуся.

–  Сейчас во всём мире наблюдается возвращение интереса к индустриальной теме, – считает один из кураторов выставки Сергей Анатольевич Бугровский. – У нас в городе самым выдающимся художником, погружённым в эту тематику, был и остаётся Вилен Дмитриевич Дворянчиков. Он создал конструктивистки очень мощные картины, которые, безусловно, переживут свою эпоху. Люди забудут о социализме и соцреализме, а его произведения останутся в памяти потомков и продолжат рассказывать им о красоте человека. Мы считаем Вилена Дмитриевича своим учителем, создателем липецкой школы. Учредители Студии Авилова поставили перед нами задачу сделать серию выставок художников всероссийского масштаба. Без Дворянчикова реализовать этот проект невозможно – слишком уж мощная он фигура.

Вилен Дворянчиков стоял у истоков Липецкого отделения Союза художников. Его стараниями в областном центре появились выставочный зал, дом художника, областная картинная галерея – ныне художественный музей, Дом Мастера народного художника России Виктора Сорокина, в котором Вилен Дмитриевич был первым директором. А ещё попечением Вилена Дмитриевича в регионе провели первый пленэр в 1991 году, его руками возведён деревянный храм в посёлке Дальний, сгоревший в страшном пожаре 2010 года на следующий день после смерти художника.

– Я думаю, что сегодня пришло время напомнить о людях, которые очень много сделали не только для липецкого искусства, но и для организации художественного пространства региона, – уверен искусствовед, культуролог Андрей Рюрикович Ломоносов. – Дворянчиков – художник самобытный, целостностный. Промышленная тема в искусстве шестидесятых-восьмидесятых годов дала целое созвездие индивидуальностей. Металлургическая тематика в творчестве Вилена Дмитриевича была литерной. Нельзя забывать, что человека формирует в том числе и пространство. И уж коль у нас есть металлургический комбинат, есть и образы, которые он транслирует. Липецкие художники на это живо откликнулись, и Дворянчиков стал на этой дороге своеобразным лидером. Важно, что его искусство не перестаёт быть современным. Каждый человек, неравнодушный к искусству, должен видеть работы Вилена Дворянчикова.

Вилен Дмитриевич был чрезвычайно щедрым человеком и художником, не жалел эпитетов и красок, обожал воспоминания и людей, которых можно было благодарить. И всегда оставался собой, пребывая коленопреклоненным перед учителем – Виктором Семёновичем Сорокиным. Его погружение в трудовую тему – не дань идеологии, не прогибание под госзаказ. Это было велением души, устремлением даровитого сердца.

– Когда все нынешние мэтры были ещё молоды, в Липецкой организации Союза художников СССР под руководством Юрия Дмитриевича Гришко была организована промышленная группа. В неё входили все ведущие живописцы, скульпторы и графики региона. Они работали на натуре – в металлургических цехах. Это была не рутина или обязанность, а сама жизнь. Для наших художников, которые исповедовали приоритет формы в своём высказывании, металлургическая натура была просто благодатью. Дворянчиков – уникальный художник, в том числе и потому, что как никто был предан суровому реализму, который совпадал с его собственной мужественность, мощью, масштабностью. Когда создавались металлургические работы, труд был чем-то естественным, как естественно было любить и защищать своё предприятие, Родину, у рабочего человека была своя гордость. Сегодня – приоритеты иные, к сожалению. А Дворянчиков – романтик, он героизировал своих персонажей. И это тоже не придумывалось, а было естественным отношением к работягам, – полагает искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств Татьяна Ивановна Нечаева.

Дворянчикову веришь. И когда он говорил сам. И теперь, когда за него говорят его картины. Чтобы облагородить (не приукрасить, сделав карикатурным) тяжёлый труд, одного таланта маловато – нужно большое сердце, пропускающее через себя вместе с кровью красоты окружающего мира, красоту момента, человеческого тела и духа. Вилена (в крещении Дмитрия) Дворянчикова нет с нами уже семь лет. Живут его «детища», оставленные нам щедрым человеком. Не оставляют равнодушными его работы, и звучат его слова. Из всех дарований, которыми одарил его Господь, Вилен Дмитриевич выделял одно – считал себя сначала верным другом, а затем уже художником и далее по списку.

«Вилен Дмитриевич – из редкой породы созидателей, устроителей жизни… В каком-то смысле он возглавил в своём кругу противостояние в области культуры «дикому полю» – агрессивному дилетантизму, конъюнктуре, псевдоноваторству, рыночному цинизму», – так говорил о своём крестнике лауреат Государственной премии России скульптор Дмитрий Шаховской.

«Человеком для других» назвал Дворянчикова народный художник России Илларион Галицын.

За полгода до ухода живописца из жизни я спросила Вилена Дмитриевича, чего он ждёт от нас.

– Необходимости в себе. Я ещё пригожусь. Но это не значит, что я жду похвалы. Я всё делаю молча… А вы ходите на выставки, смотрите, изучайте, читайте, общайтесь с художниками, работайте над собой – и тогда то, что было непонятно, станет понятным.

Можно считать это творческим завещанием большого человека, большого художника Вилена Дмитриевича Дворянчикова.

Евгения Ионова, Анна Мурзилон, “ЛГ:итоги недели”, фото Николая Черкасова

http://lipetskmedia.ru/news/view/81480-___________________.html

От artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий