Подвижки в рейтинге «голубых фишек» арт-рынка — Артвести
Меню

Подвижки в рейтинге «голубых фишек» арт-рынка

Топ-10 самых дорогих художников малевич баския уорхол

«Новое в топ-10 самых дорогих художников мира:  Баския теперь дороже Малевича.  Рекорд Жана-Мишеля Баскии теперь соседствует в рейтинге ARTinvestment.RU с максимальным аукционным результатом его друга, легенды поп-арта Энди Уорхола. У Уорхола сейчас 7-е место, у Баскии — 6-е…

Владелец японского интернет-магазина одежды Юсаку Маедзава
возле своей самой дорогой в мире картины Жана-Мишеля Баскии

Рейтинг самых дорогих аукционных продаж в мире, составленный по правилу «один художник — одна работа», в течение 2016—2017 годов не требовал от нас частого обслуживания. То ли дело в 2015-м, когда составители с ног сбились, регулярно переписывая верхние строчки: то Пикассо вновь вырвется на первое место с «Алжирскими женщинами» почти за $180 000 000, то Модильяни уйдет за $170 000 000, то Джакометти — за $141 000 000.

А потом наступил штиль. Цена входного билета в топ-10 выросла до $87 000 000, а такие продажи случаются не каждый год, даже при хорошей конъюнктуре. Предположить же, что в 2017 году рейтинг «взломает» Баския, причем сразу войдя в топ-10 и потеснив Уорхола, было совершенно невозможно. Тем не менее случилось: раз и в дамки.

Неоэкспрессионистский череп продала женщина, родители которой (коллекционеры Шпигели) купили эту работу в 1984 году за $19 000. Большие деньги для того времени, особенно за живущего молодого художника, пусть и восходящую звезду. Покупали — скорее всего, для души — отборную вещь, но все равно то был риск. И вот надо же: за 33 года цена шедевра выросла в 5 815 раз.

Вообще, вложения в произведения Жана-Мишеля Баскии принято относить к числу образцовых инвестиций. Баския успел получить признание при жизни, и в 1980-х уже был дорогим и модным художником. Так, в 1986—1988 (Баския умер в 1988-м, в 27 лет, через год после смерти Энди Уорхола) двухметровые холсты Баскии продавались на аукционах за $18 000—25 000 в тех деньгах.

В 1990-х коллекционеры давали за них уже $150 000—400 000. А в конце 2000-х цены дошли до $3 000 000—5 000 000. Причем тогда уже эти цифры опытным коллекционерам казались безумными. Теперь же текущий рекорд Баскии составляет уже $110 500 000. Этому факту упорно ищут рациональное объяснение. Но на мой взгляд, ищут не там.

Возможно, что это история про инвестиции лишь отчасти, а в наибольшей степени — про пиар и вхождение коллекционера в историю. У нового счастливого владельца это не первый Баския в коллекции. У него есть другие многомиллионные работы нью-йоркского граффити-райтера, поэтому введение Баскии в «клуб 100 миллионов долларов» повысит капитализацию всей коллекции.

Но, думаю, для человека, чье состояние оценивается в $3,5 млрд, это не самое важное. Куда интереснее, что сделки такого уровня — это wildcard на турнир самых важных коллекционеров. Билет на места в одном ряду с Роном Лаудером, Стивом Уинном и Стивеном Коэном. Вы когда-нибудь слышали о компании Start Today? А об онлайн-магазине Zozotown? Прямо скажем, не Coca-Cola.

Их знают, пожалуй, только в Японии. Как знали и их владельца, ставшего миллиардером. Теперь же 41-летний Юсаку Маедзава (Yusaku Maezawa) — это знаменитый коллекционер, тот самый, который купил Баскию за баснословные деньги. Это примерно как открыть хороший частный музей своего имени.

И кстати, такие планы у японского коллекционера тоже есть. Вероятно, в недалеком будущем в его родной префектуре Чиба появится музей современного искусства, где поселятся шедевры Джеффа Кунса, Брюса Наумана, Александра Колдера, Ричарда Принса, Роя Лихтеншттейна — все из коллекции Маедзавы.

Амбиции и пиар в мирных целях, возможно, не самое убедительное объяснение происходящему. Зато гораздо приятнее, чем мысли о глобальном «перегреве» рынка искусства. И уж тем более назойливые параллели с японским магнатом Рёи Саито и его громкой покупкой «Портрета доктора Гаше» Ван-Гога. Да, историкам искусства, склонным к мистике и эзотерике, было в этот раз от чего вздрогнуть.

Опять японец, опять предчувствие кризиса в воздухе, и опять покупка на аукционе по безумной цене. Многое выглядит слишком похоже на события 1990-го накануне того, как рынок искусства рухнул вместе с рынком японской недвижимости. Импрессионисты после этого восстанавливались десятки лет, до конца так и не восстановились и больше не входят даже в топ-10 самых дорогих художников.

А может, и ерунда все. Ведь купи вместо японца этого Баскию какой-нибудь американец, никто бы и ухом не повел. Сейчас вообще сложно кого-то чем-то удивить. А что, собственно, произошло? Просто хороший Баския теперь стоит почти в два раза дороже самого лучшего Малевича.

О, дивный новый мир!

* * *

Рейтинг художников — авторов самых дорогих в мире произведений искусства возглавляет Пабло Пикассо, а завершает Поль Сезанн. Разница в цене между первой и последней позициями рейтинга top-17 — 118,9 миллиона долларов

$179,4 млн. Пабло Пикассо. Алжирские женщины (версия «О»). 1955
$170,4 млн. Амедео Модильяни. Лежащая обнаженная. 1917—1918
$142,4 млн. Френсис Бэкон. Три эскиза с Лусиеном Фрейдом. 1969
$141,3 млн. Альберто Джакометти. Указывающий человек. 1947
$119,9 млн. Эдвард Мунк. Крик. 1895
$110,5 млн. Жан-Мишель Баския. Без названия. 1982
$105,5 млн. Энди Уорхол. Серебряная автокатастрофа (Двойная авария). 1963
$95,4 млн. Рой Лихтенштейн. Медсестра. 1964
$87,9 млн. Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр II. 1912
$86,9 млн. Марк Ротко. Оранжевое, красное, желтое. 1961
$84,2 млн. Барнетт Ньюман. Черный огонь I. 1961
$82,5 млн. Винсент Ван Гог. Портрет доктора Гаше. 1890
$81,45 млн. Клод Моне. Стог сена. 1891
$78,1 млн. Огюст Ренуар. Мулен де ля Галетт (Moulin de la Galette). 1876
$76,7 млн. Питер Пауль Рубенс. Избиение младенцев. Ок. 1609—1611
$70,5 млн. Сай Туомбли. Без названия (Нью-Йорк). 1968
$66,3 млн. Виллем де Кунинг. Без названия XXV. 1977
$60,5 млн. Поль Сезанн. Драпировка, кувшин и компотница. Ок. 1893—1894

Рейтинг составлен на основании открытых аукционных результатов. За основу его взяты результаты с учетом премии покупателя (Buyers Premium), выраженные в долларах (цифры, показанные на европейских аукционах, т. е. в фунтах или евро, конвертированы в доллары по курсу на день торгов).» —   AI ,Владимир Богдановhttp://rupo.ru/m/5051/podwizhki_w_reytinge_golubyh_fishek_art-rynka.html

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *