Осенью на ВДНХ откроется выставка «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» — Артвести
Меню

Осенью на ВДНХ откроется выставка «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат»

Выставочный проект «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» в павильоне «Рабочий и колхозница» посвящен реформатору искусства XX века, создателю супрематизма Казимиру Севериновичу Малевичу (1879–1935). Проект ставит своей целью продемонстрировать разные грани творчества великого мастера, в том числе и те, что не совсем укладываются в уже укоренившиеся зрительские представления о личности и достижениях одного из знаковых художников прошлого столетия.
На выставке будут показаны живописные и графические работы, представляющие все этапы творчества художника — от ранних произведений 1900-х годов, футуристических картин 1910-х и супрематических композиций до портретов начала 1930-х, когда Малевич после супрематизма вновь вернулся к фигуративному искусству. Экспозиционное ядро выставки составят произведения из собраний российских региональных музеев, куда работы Малевича попали в 1920-е годы из фонда музейного бюро Наркомпроса — фонд служил базой для формирования Музея живописной культуры в Москве и аналогичных музеев в других городах страны. Высокое качество работ Малевича из Саратовского государственного художественного музея, Нижегородского художественного музея или Самарского областного художественного музея не в последнюю очередь обусловлено собственным выбором художника, который целенаправленно продавал в государственный фонд лучшие свои произведения.
Одним из сюжетов выставки станет работа Малевича над оформлением футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем» — в экспозиции «Рабочего и колхозницы» можно будет увидеть созданные художником эскизы декораций и костюмов к опере. Супрематический период представлен беспредметными композициями, некогда отобранными Малевичем для показа на знаменитой «Последней футуристической выставке картин «0,10». Также будут представлены малоизвестные широкой публике гелиогравюры из «Юбилейного альбома Московского Художественного театра», над которыми художник работал в начале 1910 года, и «патриотический лубок» — литографированные плакаты и открытки, созданные Малевичем в начале Первой мировой войны (тексты к лубкам сочинял Владимир Маяковский).
Куратор выставки — один из ведущих исследователей русского авангарда, доктор искусствоведения Александра Шатских — автор трудов, посвященных творчеству Казимира Малевича и Марка Шагала.
АЛЕКСАНДРА ШАТСКИХ: «Черный квадрат» Малевича, став общепризнанной иконой ХХ века, отчасти заслонил другие стороны наследия русского авангардиста. Меж тем великий художник в течение отведенных ему судьбой трех с небольшим десятков лет творческого пути работал в полную мощь: под именем «Казимир Малевич» как будто действовал целый отряд творцов, сумевших сказать первое, а нередко и определяющее слово во многих сферах художественной культуры, — Казимир Малевич обладал феноменальным даром генерирования новых идей. Это у него, живописца, родился замысел футуристической оперы «Победа над солнцем» (декабрь 1913 года), ставшей вехой в развитии радикального искусства. Творения русского авангардиста с их оглушающей новизной порой настолько выламывались из границ, рамок своей эпохи, что их понимание оказывалось возможным лишь спустя десятилетия. Это относилось и относится не только к «Черному квадрату» и супрематическим монофигурам, предвосхитившим эстетику минимализма второй половины ХХ века, и не только к рисункам середины 1910-х годов, где в отточенном и зрелом виде предъявлены потенции концептуализма, но также к поздней фигуративной живописи, которую и поныне сторонники традиционного искусства считают поражением Малевича, свидетельством его отказа от «бесплодного» абстрактного искусства».
Выставка сопровождается обширным документальным материалом из государственных и частных архивов. Фотографии, письма, книжные издания, дневники, инфографика и реконструкции иллюстрируют путь Малевича как художника, теоретика и культурного деятеля и раскрывают новые, неожиданные аспекты его личной и творческой жизни.
На выставке будут представлены работы из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного музея В.В. Маяковского, Государственного Эрмитажа, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова, Московского музея современного искусства, Нижегородского государственного художественного музея, Российского государственного архива литературы и искусства, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Самарского областного художественного музея, Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, Тульского областного художественного музея, коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро (Москва), Sepherot Foundation (Женева) и др.
ВРЕМЯ РАБОТЫ ВЫСТАВКИ: 11:00–22:00.
Стоимость: взрослые — 300 рублей, дети от 6 до 16 лет, студенты дневных форм обучения и пенсионеры — 100 рублей.
Бесплатно: дети до 6 лет, сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, ветераны ВОВ и члены многодетных семей до достижения младшим ребенком возраста 16 лет.Даты проведения: 24 ноября 2017 года — 25 февраля 2018 года.
Пресс-показ: 23 ноября 2017 года в 18:00.
Открытие: 23 ноября 2017 года в 20:00.
Место проведения: павильон «Рабочий и колхозница», ВДНХ, Москва.
Куратор: Александра Шатских, сокуратор: Екатерина Мочалина.
Организатор: АО «ВДНХ».

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *