«Непокоренные» покоряют Москву — Артвести
Меню

«Непокоренные» покоряют Москву

В Московском музее современного искусства открылась ретроспективная выставка петербургского арт-движения «Непокоренные». Два десятка художников из Северной столицы объединяет в первую очередь место — художественные мастерские на территории бывшего ракетного завода по адресу: проспект Непокоренных, 17/4. Однако при всей разношерстности и отсутствии единого вектора их творчество оказывается наглядным срезом художественной жизни города.

История «Непокоренных» необычна: в 2007 году бизнесмен Эдуард Пичугин (позже возглавивший «Ленфильм») предоставил нескольким молодым художникам пустовавшее помещение. Ребята организовали там мастерские и выставочный зал. Заявку на временное бесплатное получение мастерской мог подать любой молодой художник, но было два правила: во-первых, там нельзя было жить — только работать, а во-вторых, ежегодно художник должен был отдавать одну работу объединению.

Разумеется, основатели «Непокоренных» лично отсматривали работы претендентов на получение мастерской и выбирали наиболее талантливых. Так проект по поддержке творческой молодежи вылился в долгосрочную кураторскую историю. Одним из важных промежуточных итогов этой истории можно считать выставку в Московском музее современного искусства.

Весь второй этаж помещения на Гоголевском бульваре отдан под работы петербуржцев, и если поначалу такой размах кажется чрезмерным, то постепенно понимаешь: иначе многогранность этого объединения не продемонстрировать. Здесь есть две огромные инсталляции, занимающие по залу каждая, несколько отсеков видео-арта, а также — бесконечное количество работ в смешанной технике, зачастую ставящих зрителя в тупик.

Например, к чему причислить два произведения Ирины Дрозд под общим названием «Деликатесы»? На блюдах лежат пугающе реалистичные изделия из керамопластики — то ли морские гады, то ли антропоморфные инопланетяне. Скульптуры ли это? Инсталляции? Не менее любопытна серия Антона Конюхова «Без названия». Это крупные холсты, покрытые блестящей отражающей краской. Хочется рассмотреть поближе выразительные подтеки и мерцания полутонов, но вместо деталей зритель видит свое искаженное отражение.

Впрочем, традиционная живопись на «Проспекте Непокоренных» тоже встречается. Например, огромная, во всю стену, серия из пяти холстов «Нулевые люди» Ильи Гапонова и Кирилла Котешова — вполне классическое изображение шахтеров, решенное в землистой коричнево-черной гамме. Или картина Татьяны Подмарковой «Плен» — крупный план руки, запутавшейся в плюще. Многозначительный образ изображен художником с явной оглядкой на старых мастеров.

Диалог с предшественниками ведет не только Подмаркова. Порой это выглядит тонко и изысканно, как в случае с «Пленом», порой — прямолинейно и грубовато: достаточно назвать полотна Ирины Дрозд «Бабушка с персиком» и «Маха обнаженная уже не та». Где-то посередине — картина Алены Терешко «В мастерской Репина».

Но если тех же передвижников помимо выставочной стратегии объединяли еще и творческие идеи, которые для своего времени были прорывными, невиданными, то «Непокоренные» не формулируют общего послания, сверхидеи философской или эстетической. И это, пожалуй, не менее красноречиво характеризует современную арт-среду, да и время в целом, чем идеи передвижников породившую их эпоху.https://iz.ru/647660/nepokorennye-pokoriaiut-moskvu

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *