Новый проект Музея AZ представляет работы Анатолия Зверева (1960-1980-х годов) из собрания музея и частных коллекций. — Артвести
Меню

Новый проект Музея AZ представляет работы Анатолия Зверева (1960-1980-х годов) из собрания музея и частных коллекций.

Атака Дон Кихотов

Дали. Литографии

Зверев. Живопись. Графика

Четыреста с лишним лет Дон Кихот «скакал по джунглям и тундре человеческого мышления и приумножил свою силу и достоинство. Мы перестали над ним смеяться…» рассуждает Владимир Набоков в своей лекции о герое Сервантеса. – «…Пародия превратилась в образец».
Первые изображения Дон Кихота и его оруженосца появились в середине семнадцатого века. Это были гравюры Жака Ланье. А в веке восемнадцатом «Дон Кихот» был неожиданно проиллюстрирован галантными картинками Шарля-Антуана Куапеля, выполненными художником по заказу фаворитки Людовика Пятнадцатого – мадам Помпадур для украшения Версальского дворца. Куапель написал 28 картонов – сцен с Дон Кихотом для «ковров» мануфактуры «Гобелен».
Самым добросовестным иллюстратором романа Сервантеса стал Гюстав Доре. Он нарисовал 370 картинок, по которым можно проследить все приключения благородного идальго. Доре отнесся к образу Дон Кихота с иронией, в его иллюстрациях видна насмешка над рыцарем Печального образа. Старший современник Доре – Оноре Домье с 1850-х годов также обращается к образу Дон Кихота, но герой популярного романа для него персонаж не комедийный, а скорее трагический, гениальный маргинал, попавший в эпоху утраченных идеалов. Тему Домье продолжил Адольф Монтичелли, любимый художник Ван Гога.
К теме Рыцаря печального образа обращались Ф.Гойя, Ж-О. Фрагонар, У.Хоггарт, А.Саура и многие другие.
В двадцатом веке печального Дон Кихота изображает русский художник Валентин Серов; по просьбе Шаляпина над образом и костюмом благородного рыцаря работает Александр Бенуа.
Вот как воспринимает сатиру на рыцарские романы, написанную в начале семнадцатого века великий русский певец в начале века двадцатого: «… я плакал, как корова. Это был Дон Кихот, рыцарь печального образа. Да, именно печального образа и такой честный, такой святой, что был даже смешным и потешным для всей этой сволочи, этой ржавчины, недостойной быть даже на его латах… О, Дон Кихот Ламанчский, как он мил и дорог моему сердцу, как я его люблю» (из письма Шаляпину Горькому).
В 1945-1946 годах 38 рисунков и 5 эскизов, иллюстрирующих «Дон Кихота» создает Сальвадор Дали, а в 1956-1957 году великий сюрреалист делает 13 литографий по заказу парижского издателя романа.
В 1955 году для журнала «Французские письма», посвященного 350-летию издания романа «Дон Кихот» Пабло Пикассо делает свой знаменитый рисунок Дон Кихота и Санчо Пансы, который впоследствии был выпущен большим тиражом и очень успешно продавался.
По количеству разнообразных техник – тут и карандаш, и перо, и акварели, и гуашь, и масло – всех предшественников (а их было немало и в советской истории изобразительного искусства) обошел наш герой – Анатолий Зверев. Он писал Дон Кихотов на протяжении всей своей творческой жизни, но особенно часто в семидесятых — восьмидесятых годах прошлого века. В большинстве его работ есть юмор, но не сатира; многие изображения идальго близки по духу Домье – герой не отличает пораженья от победы и неутомимо идет в атаку, одержимый, по определению Ортега-и-Гассета, «волей к приключению».
Перечитывая «Дон Кихота», мы смеемся, обнаруживая сходные черты героя романа и героя нашего музея – художника Анатолия Зверева. «Я не имею права нарушать устав странствующих рыцарей, и между тем я знаю наверное…что на постоялых дворах они никогда не платили ни за ночлег, ни за что-либо еще, ибо все должны и обязаны оказывать им радушный прием за неслыханные муки, которые они терпят, ища приключений, ищут же они их денно и нощно, зимою и летом, в стужу и зной, пешие и конные, алчущие и жаждущие, незащищенные от стихийных бедствий и изнывающие под бременем земных тягот». Пусть внешне Анатолий Тимофеевич более походил на Санчо Пансу, но душой, буйностью фантазий, той самой волей к приключению, азартом, пылкой любовью к своей Дульсинее, которую звал Старуха, очевидно, был сродни герою Сервантеса, утверждавшему, что «кто из странствующих рыцарей по какой –либо причине сошел с ума, тот ни награды, ни благодарности не заслуживает. Весь фокус в том, что бы помешаться без всякого повода и дать понять моей даме, что если я, здорово живешь, свихнулся, то что же будет, когда меня до этого доведут?».
Дон Кихот прославился в веках и стал легендарным персонажем не только в литературе, но и в изобразительном искусстве. Анатолий Зверев, который, как любимый герой его картинок, был многократно осмеян, частенько гоним и бит, стал легендарным художником и классиком двадцатого века. И литературный герой, и наш любимый художник – каждый своим существованием доказывает, что и один в поле воин.
Но.. такие времена на дворе. Спасает только атака Дон Кихотов. Чем их больше, тем больше шансов, что зло будет побеждено милосердием, благородством, бескорыстием, смелостью и, конечно, смехом.На выставке также будут представлены цветные подписные литографии Сальвадора Дали из le livre d’artiste «Miguel de Cervantes Saavedra. Don Quichotte de la Manche» 1957 года из собрания Бориса Фридмана. Тираж 197 экземпляров. Экземпляр № Н.С.IX.
В проекте принимают участие Платон Инфанте, Николай Силис и Дарья Коновалова-Инфанте.
Выставочный проект сопровождается лекциями, музыкальными вечерами, кинопоказами и детскими мастер-классами.

 

23 ноября 2017 – 25 марта 2018 года

Автор идеи, Генеральный директор Музея АZ– Наталия Опалева
Автор и куратор проекта – Полина Лобачевская
Художник-постановщик – Геннадий Синев
Медиахудожник – Александр Долгин
Главный хранитель – Наталья Волкова

 

 

Музей Анатолия Зверева / Музей AZ
+7 495 730 55 26
Метро «Маяковская», 2-я Тверская-Ямская улица, д.20-22
www.museum-az.com
https://www.facebook.com/museumAZ/

 

=

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *