Немецкая оккупация. Взгляд переживших. к 75-летию подвига Александра Печерского в лагере Собибор — Артвести
Меню

Немецкая оккупация. Взгляд переживших. к 75-летию подвига Александра Печерского в лагере Собибор

 

13 октября 2018 года, накануне 75-й годовщины легендарного восстания в нацистском лагере смерти Собибор, в Музее современной истории России открывается выставка «Немецкая оккупация. Взгляд переживших». Среди экспонатов – живопись и графика Меера Аксельрода и Абрама Моносзона, а также архивные документы, фотографии и личные вещи руководителя восстания в Собиборе Александра Печерского.

От этих слов веет смертью: «Вешатели», «Расстрел», «Палачи», «Кровь за кровь», «Насильники». Это названия картин Меера Аксельрода из цикла «Зверства немцев», созданного им в 1942-43 годах, в эвакуации, где он работал над декорациями к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Принято считать, что ему повезло. Действительно, художника, жившего в страшную эпоху, не затронули ни гонения на «формализм в живописи», ни сталинские репрессии, ни «окончательное решение еврейского вопроса», ни сражения Великой Отечественной (в отличие от прошедшего войну Абрама Моносзона). О чем думал Меер Аксельрод в военную зиму в Алма-Ате, откуда брал свои мрачные образы – с газетных листов, из передач радиоточки, из чьих-то рассказов?..
Бывает время, когда совпадают нужды и желания одного простого человека и целого сражающегося государства, и тогда образы самой яростной агитации оказываются совпадающими с реальностью – потому, что реальность именно такова. Аксельрод очень боялся за свою семью, и этот страх остался с ним на долгие годы, может быть – на всю жизнь. Лишь спустя два десятилетия художник позволил ему выплеснуться наружу, — он создал новые серии картин о немецкой оккупации и Холокосте, где в числе жертв – люди с обликом его близких.
После возвращения с войны Абрам Моносзон узнал о смерти отца и матери в Могилеве, о гибели брата – они были сожжены в негашеной извести. Ужасы, которые пережил штетл – еврейское «местечко» — не могли не повлиять на художника. Его серия «У врат Рая» позднее получила от искусствоведов общее название «Холокост», и изображает человеческие страдания, воспоминание об «утраченном Рае», о жизни евреев Могилева, которая не менялась столетиями.
В страшных полотнах отражен не только трагедия жизни на оккупированной нацистами территории Советского Союза, но и массовое антифашистское движение, героизм партизан и подпольщиков. Среди таких работ особое внимание привлекает картина «Узник» — единственный прижизненный портрет Александра Печерского, одного из организаторов восстания в лагере смерти Собибор.
Серия «Немецкая оккупация» содержит около ста уникальных живописных и графических работ: цикл «Зверства немцев», серию иллюстраций к книгам о войне, выполненных Аксельродом в 1940-50-е годы XX века, а также картины из цикла «Гетто», которые сам художник считал лучшими в своем творчестве. Творчество Абрама Моносзона представлено на выставке более чем тридцатью работами, а всего на тему Холокоста и трагедии оккупации им было написано более ста произведений.

Выставочный проект реализуется при поддержке Министерства культуры РФ, Музея современной истории России, Российского исторического общества, Российского Военно-исторического общества, Фонда Александра Печерского, Фонда «История Отечества», галереи «Веллум». Кураторы выставки Любовь Агафонова и Петр Баранов.

Открытие выставки 13 октября, суббота, 14.00
ул. Тверская, д.21

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *