Молодой, смелый художник назвал новое течение. Сусализм в изобразительном искусстве. Происхождение и этимология термина. — Артвести
Меню

Молодой, смелый художник назвал новое течение. Сусализм в изобразительном искусстве. Происхождение и этимология термина.

Не так давно в России появилось новое течение в живописи — сусализм. Основателем его стал российский художник Алексей Зимин.

В древне-русском языке словом «сусанъ» обозначали тонкие пластины как благородных металлов, так и их сплавов, раскатанных под прессом до листообразной кондиции. Широкое применение золотых, серебряных, оловянных или медных декоративных элементов стало возможным благодаря новой концепции использования сусали и потали в живописи, популяризированной известным российским художником Алексеем Зиминым. Истории не известны случаи золочения полотен в сфере станковой живописи, основателем подобной техники является именно Зимин.

В общем смысле под сусализмом подразумевается фрагментарное нанесение позолоты на некоторые части картины с целью акцентировать внимание зрителя на наиболее значимых деталях и максимально полно реализовать авторский замысел. Работа по наклеиванию тонких металлических пластин толщиной не более 100 нанометров сложна и по-ювелирному филигранна. Именно этот оптический эффект позволяет создать впечатление, что изображенные на холсте предметы полностью состоят из золота или серебра.

Как развивался сусализм на протяжении истории

Первыми источниками, где были упомянуты металлические вставки как элемент декора, стали древнекитайские грамоты. Еще в эпоху Северной и Южной династий существовало прогрессивное по тем меркам промышленное производство сусали в древнем предшественнике современного Пекина, и на данный момент возраст этого промысла составляет уже более полутора тысячетелетий. Тем не менее, использование в изобразительном искусстве сусаль и поталь Алексеем Зиминым, началось с его работ.

Этот уникальный взгляд на задействование металлических пластин в живописи помогает художнику смело осуществлять свои креативные концепции, в чем ему незаменимым подспорьем служит богатый драматический потенциал сусали и потали. Исследователи феномена сусализма полагают, что для среднестатистического зрителя обычные картины уже не так интересны, как яркие, приковывающие взор полотна, содержащие в себе вставки из благородных металлов.

Секреты сусализма как стиля.

Настоящие ценители искусства всегда найдут особую прелесть в сверкающих кусочках позолоты, наклеенных на изображенные на картине здания, растения или предметы интерьера. Отправной точкой для роста дальнейшей известности данной техники послужила «Золотая регата» Алексея Зимина. Это удивительное по своему духу произведение открывает зрителю мир парусных гонок, где по солнечным летним небом мчатся с попутным ветром яхты, рассекая бирюзовые волны.

Основной деталью картины выступают ярко-жёлтые либо с медным оттенком паруса, которые кажутся объёмными и почти осязаемо-выпуклыми из-за визуального обмана, достигаемого кропотливой работой по наклеиванию золотых пластинок на контуры объектов. Секрет такой необычной методики заключается в том, что нужная форма детали создается посредством раскатки золотого листа в необходимую фигуру, а затем она вырезается и накладывается на поверхность с помощью клея.

«Позолоченное сердце» как прорыв в жанре сусализма

Настоящей сенсацией после дебютной работы в этом направлении стал симптих «Позолоченное сердце». Мощь художественного потенциала этой картины Алексея Зимина ошеломляет сразу. Сочащиеся жизнью артерии, крупное, не помещающееся в одной рамке пульсирующее сердце, взрыв красочных эмоций, приправленных золотой окантовкой — все они будто торжественно заявляют об избытке оптимизма и позитивной энергии, заложенной в характере самого автора.

Это необычное полотно условно разделено на семь асимметричных участков, в каждом из которых можно рассмотреть желтые, зеленые, красные, синие, фиолетовые и оранжевые детали композиции. Все цвета спектра заключены в эту жизнеутверждающую картину, и лишь в самом центре мы наблюдаем более спокойный по тону прямоугольник, который, как и сама судьба, может непредсказуемо поменять нечто целостное через незначительные, малозаметные на первый взгляд элементы.

Отзывы о сусализме

Значительная часть зрительской аудитории Алексея Зимина состоит не только из обывателей, испытывающих тягу к прекрасному, но и из профессиональных искусствоведов, изучающих культурные явления как вехи определенной эпохи. Профессионалы и любители сходятся во мнении, что преимущественно сусализм воспринимается как новаторское и свежее движение в современной российской живописи. Работы, выполненные с использованием сусали, содержат в себе некую загадку, они манят своей эфемерной ирреальностью и их действительно хочется рассматривать вновь и вновь, открывая для себя все новые нюансы.

Перспективы развития у сусализма, безусловно, есть. Этому смелому жанру пророчат большое будущее, так как применение металлов в живописи позволяет осуществлять самые удивительные и фантастические замыслы автора. Коллекционерам, пресыщенным приобретением «обычных» картин, сусализм также интересен, ведь произведения, украшенные золотом и серебром, представляют даже большую ценность, нежели классические консервативные полотна. Кроме того, с течением времени стоимость подобных работ будет лишь возрастать.

 

 

 

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *