Пиксели вместо масла, границы экрана в качестве рамы и собственная квартира как музейные коридоры… На время всеобщего карантина выставки ушли в онлайн. Зритель в любой точке мира может посмотреть репродукции и видеоэкскурсии по новейшим музейным проектам, не выходя из дома. Представители индустрии уверены: по окончании эпидемии интернет-бум не прекратится.

Но и проблем здесь хватает. “Известия” разбирались, что мешает искусству попасть в светлое цифровое будущее.

От Мексики до Южной Кореи

Ведущие российские музеи уже давно стремятся наращивать свое присутствие в Сети. Но если раньше эта деятельность велась в дополнение к основной, то теперь интернет-активности вышли на первый план. Всё чаще из уст арт-деятелей звучит выражение “онлайн-выставка”, однако единого толкования термина нет. Некоторые понимают под этим стримы из музея, другие — видеоэкскурсии (в том числе с возможностью интерактива), третьи — собрание в одном месте репродукций и различных дополнительных материалов по теме.

Пример последнего подхода — виртуальная экспозиция Фриды Кало, объединившая на платформе Google Arts and Culture произведения великой художницы из 30 собраний (LACMA, Музей современного искусства Сан-Франциско, Национальный музей искусств Мексики и др.). Каждую работу можно, увеличив, рассмотреть в деталях, а у некоторых — даже взглянуть на обратную сторону холста. Плюс всё это прекрасно прокомментировано краткими пояснениями и развернутыми научными текстами.

Такие проекты особенно актуальны в отношении современных художников, а также авторов, со дня смерти которых не прошло 70 лет, поскольку тиражирование их репродукций подпадает под ограничения, связанные с авторскими правами. Обычно музеи и частные коллекционеры неохотно публикуют в интернете подобные изображения высокого качества, но пандемия, похоже, меняет ситуацию.

Российские музеи стараются не отставать от западных. ГМИИ им. А.С. Пушкина провел виртуальный вернисаж экспозиции графики “От Дюрера до Матисса”, а Эрмитаж, уже закрывшись на карантин, представил только в онлайне выставку “Романтика и усердие. Современное искусство Южной Кореи”.

— На нашем сайте мы разместили каталог с информацией о самих художниках и их работах, можно почитать авторские и кураторские пояснения. Кроме того, доступна видеоэкскурсия, где можно увидеть все экспонаты, снятые под разным углом, — рассказал “Известиям” заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков. — В ближайшее время мы попросим южнокорейских мастеров принять участие в наших трансляциях и рассказать о своих произведениях.

По словам Дмитрия Озеркова, с каждым участником онлайн-выставки обязательно заключается специальное соглашение на право использования образа его работ. Оно бесплатное и дает музею право на все формы воспроизведения: фотографирование, кино- и видеосъемку, в том числе выкладывание всех материалов в интернет, но предполагает использование изображений только в связи с конкретным проектом.

Остановись, картинка

Куда сложнее ситуация с видеоартом. Одно из главных направлений современного искусства практически не представлено на онлайн-выставках, хотя у того же ГМИИ сейчас активно формируется собрание. Объект собственности здесь — цифровой файл, который приравнивается к тиражным отпечаткам литографий или фотографий. Художник может изготовить, допустим, 10 копий, одну отдать музею, а девять — продать коллекционерам. Поэтому если выложить такой фильм в интернет, все они обесценятся.

Есть у художников и другие причины не торопиться с интернет-публикацией видеоарта.

— Оригинал видео — это его инсталляция в пространстве. Я вкладываю колоссальный труд в свои работы, и мне важно качество и условия их показа, что непредсказуемо в онлайн-версии, — пояснила “Известиям” лауреат премии “Инновация” Саша Пирогова, представлявшая Россию на Венецианской биеннале – 2017. — С другой стороны, я делаю работы для зрителя, и мне важно, чтобы их увидело большое количество людей. Для себя я решила выкладывать отрывки видео в своем Instagram.

Дмитрий Озерков считает, что в будущем видеоарт так или иначе всё равно придет в интернет. Решением здесь могли бы стать специальные онлайн-трансляции, не позволяющие скачать файлы.

По этому пути уже пошли некоторые галереи. Так, “Триумф” запустил виртуальный кинотеатр, где планирует показывать “знаковые видеоработы современных художников”. Первой ласточкой стал “Кризис” финалиста премии Кандинского Дмитрия Венкова — 33-минутный фильм можно было посмотреть на одном из четырех сеансов.

Кроме того, “Триумф” дал старт онлайн-проекту, который соберет работы художников, “рассматривающие понятие катастрофы, положение нестабильности, кризисные состояния и попытки их преодоления”. По окончании карантина планируется собрать из них выставку — физическую.

Примерить картину

О своих планах усилить присутствие в интернете говорят и другие столичные институции. Основатель и глава галереи “Эритаж” Кристина Краснянская уверена, что это хорошая возможность для отечественного арт-рынка переориентироваться на онлайн-взаимодействие со зрителями и коллекционерами.

— Весь ритейл в Европе и США давно нацелен на онлайн. Это уже норма. В нашей галерее мы сейчас перерабатываем сайт и будем делать виртуальные туры — с возможностью приобрести работу или даже “примерить” ее под свое пространство, — пояснила она.

Но если частным галереям, ориентированным на продажу произведений, виртуальная демонстрация действительно помогает решить главную задачу — привлечение покупателей, то государственные музеи пока никак не могут коммерциализировать это направление. Для них это лишь еще один образовательный проект и способ не потерять интерес аудитории за время вынужденного простоя. Да и, в конце концов, собеседники “Известий” признают: никакой виртуальный показ не заменит настоящего контакта с произведением искусства.

— Считаю очень важным, что у нас есть возможность онлайн-образования, просвещения и коммуникации, но это ни в какой мере не заменяет живого впечатления, — подчеркнула директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак в разговоре с “Известиями”.

Остается надеяться, что музейные залы скоро снова наполнятся людьми, при этом интернет-активность ведущих арт-институций страны не встанет на паузу.

https://www.comnews.ru/content/205436/2020-04-07/2020-w15/kartina-buduschego-est-li-perspektivy-u-onlayn-vystavok

От artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий