7e4180921a5446f46f0bf41f3c229a00

 

С 20 апреля по 31 мая в галерее «МастАРТ» проходит выставка «Фантомы современности», посвященная классикам американского поп-арта – Энди Уорхолу и Рою Лихтенштейну, а также знаковым фигурам современного отечественного искусства Анатолию Брусиловскому и Сергею Мильченко, охватывая, таким образом, искусство второй половины XX века двух великих сверхдержав России и США, состоящих между собой в отношениях «холодной войны». Несмотря на политическое противостояние, многие процессы, затронувшие общественную жизнь, вне зависимости от национальных особенностей одинаково волновали художников, писателей и философов.

При упоминании фамилий главных представителей поп-арта «Уорхол» и «Лихтенштейн» в коллективной памяти возникают образы массовой культуры – консервные банки супа Campbell, образы кинодив, плачущие девушки с растекшейся тушью, Микки-маусы и прочие персонажи из комиксов, рекламы и мульфильмов Уолта Диснея. Однако что стоит за ними? Где граница между произведением искусства и продуктами массовой культуры?

Знаменитое эссе американского арт-критика, оказавшего грандиозное влияние на развитие современного искусства, Климента Гринберга «Авангард и китч», опубликованное в 1939 году, создало оппозицию высокого элитарного искусства – так называемого «авангарда» и «китча», низкопробного продукта с примитивным содержанием для масс. Направление абстрактного экспрессионизма, главным теоретиком которого и стал Гринберг, к 50-м годам ХХ века захватило не только всю Америку, но и полмира, со временем во многом утратив непосредственность восприятия, экзистенциальную составляющую и связь с реальностью. В таких условиях искусство пустилось в поиски выхода из подобного кризиса, так и зародился поп-арт как реакция на изжившую себя идеологию.

Сложившаяся в Америке к 50-м годам культура общества потребления и информационный бум, в корне изменившие облик человечества, стали объектом пристального внимания философов и мыслителей ХХ века: Жан Бодрийяр, Маршал Макклюэн, Карл Ясперс, Хосе Ортеги-и-Гассета, Вальтер Беньямин и многие другие. Представители художественной элиты, как никто другие, чувствовали происходящие изменения в жизненном укладе общества, выражая это в своих творческих экспериментах.

Открывая мир заново сквозь призму рекламы, комикса и телевидения и активно используя штампы и шаблоны масс-медиа, и Уорхол, и Лихтенштейн всегда оставались по другую сторону баррикады, меняя ориентир с потребительского «Купите это» на сознательный «Посмотрите, что вы покупаете». Все предметы в их творчестве, с одной стороны, обретали еще большую вещественность, а, с другой, – напрочь теряли свои первоначальные характеристики, превращаясь в архетипические абстрактные символы.

Художники поп-арта, как и многие представители неофициального искусства в России, искали пути восстановления связи с окружающей действительностью, для этого они создавали новый изобразительный метаязык, в основе которого лежали образы массовой культуры, которые, с одной стороны, отличались доступностью для восприятия, а, с другой, попадая в новый контекст, теряли свои первоначальные функции и предлагали по-новому взглянуть на привычные вещи. Поп-арт взывал к либерализации содержания и формы произведения искусства, стремился нейтрализовать различия между высоким и низким: «Почему вы думаете, что холм или дерево красивее, чем газовый насос? Только потому, что для вас это привычная условность. Я привлекаю внимание к абстрактным свойствам банальных вещей» (Рой Лихтенштейн)

Портреты Энди Уорхола, персонажи из комиксов Роя Лихтенштейна, проект «Лица» творческого тандема двух, казалось бы диаметрально противоположных по своему мироощущению представителей российской художественной элиты, – Анатолия Брусиловского, одного из главных представителей неофициального искусства в Советском Союзе, и Сергея Мильченко, знакового для российского искусства конца ХIХ – начала XX века скульптора, – все это в своей многоликости характеризует действительность последнего 50-летия двух крупнейших держав – России и США, детерминируя разнообразные связи и реакции на общий мировой процесс эволюции общества.

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий