91108_1_compressedimage

Акварели и рисунки из российских и зарубежных частных собраний».9 декабря 2016 – 15 января 2017 Центральный дом художника, зал 14 и 14Б

В декабре 2016 года в Центральном доме художника на Крымском валу Галерея «КАБИНЕТЪ» при поддержке Департамента культуры города Москвы представит экспозицию «Два брата Бенуа», которая станет логическим продолжением выставки «Альберт Бенуа. Чудотворения», с большим успехом прошедшей в ЦДХ летом этого года.

Будут выставлены работы двух знаменитых представителей семьи Бенуа: основателя объединения «Мир искусства», главного художника «Русских сезонов», блестящего мастера и глубокого художественного критика Александра Николаевича Бенуа (1870–1960) и его старшего брата – основателя Общества русских акварелистов, академика Императорской академии художеств Альберта Николаевича Бенуа (1852–1936).

Основную часть экспозиции составят 150 акварелей из российских частных собраний. Многие из них зрители увидят впервые.

Среди 40 работ Альберта Бенуа, относящихся к русскому периоду творчества художника, ؘ– самая большая его акварель – “Вечер на Каме”, не имеющая аналогов в музейных собраниях.

Александр Бенуа предстанет перед зрителями в двух основных творческих ипостасях – мирискуссника и театрального художника. Среди экспонатов – эскизы декораций к знаменитым балетным постановкам Дягилева “Павильон Армиды”(1909), “Петрушка” (первая постановка 1911 года); “Жизель”. Среди работ периода «Мира искусства» – картины, ставшие популярными еще при жизни художника, благодаря многочисленным публикациям: акварель “Кормление птиц Александром I в Царском Селе в присутствии Фридриха Вильгельма” (1908), вошедшая в в книгу Н. Кутепова “Императорская охота на Руси”; два вида Версаля, опубликованные в журнале “Аквилон” в 1922 году, а также “Отъезд графа Орлова на охоту из Гатчинского дворца”, созданный художником для книги А. Попова “Григорий Орлов. Историческая поэма”.

В подготовке выставки любезно согласились участвовать потомки семьи Бенуа, живущие в Европе и США. Подборка из домашних коллекций двух правнуков Альберта Бенуа будет демонстрироваться в виде слайдов на специальных экранах. Акварели периода эмиграции дополнят экспозицию русского периода и позволят не только наиболее полно представить себе картину жизни и творчества Альберта Бенуа, но и станут несомненным открытием для отечественных искусствоведов.

Часть выставки посвящена творчеству Александру Бенуа – иллюстратора. Среди коллекционных старинных книг, оформленных непревзойденным мастером книжной графики – одна из первых работ художника в этой области, – знаменитая «Азбука в картинах»; издания произведений А.С. Пушкина «Пиковая дама», «Медный всадник» и «Капитанская дочка», а также роскошный альбом «Царское село» – уникальный образец «коллективного творчества» Александра Бенуа и замечательных русских графиков (Сомова, Добужинского, Лансере, Яремича), которых Александр Николаевич привлек к работе над изданием.

Специальный тематический раздел составят дореволюционные «артистические карточки» – старинные открытки, выпущенные Общиной Святой Евгении, типографией Плюшара и другими издателями, с репродукциями работ двух знаменитых представителей семьи Бенуа.

К выставке будут выпущены два отдельных каталога, посвященных Александру и Альберту Бенуа. Традиционная альбомная часть с репродукциями адресована широкому кругу любителей искусства. Для профессионалов безусловную ценность представляют включенные в каталоги подробные указатели работ художников, составленные по материалам прижизненных и мемориальных выставок, аукционов, благотворительных лотерей и других архивных источников. Всего указатели содержат информацию более чем о 1500 произведениях Альберта Бенуа и более чем о 2000 – Александра Бенуа.

Выставка пройдет в период новогодних каникул, поэтому организаторы подготовили несколько сюрпризов для детской аудитории в виде специальных сувениров и элементов интерактивности в экспозиции выставки.

В оформлении выставки принял участие художник Василий Руга, автор изящных декоративных элементов, выполненных на основе театрального эскиза Александра Бенуа к балету «Павильон Армиды».

Добавить комментарий