Фотография Серебряного века. Эпоха, когда высокое искусство и образ жизни переплетались в неразделимое целое, запечатлена и в полотнах художников, и на монохромных снимках. На выставке в Третьяковской галерее – уникальные фотопортреты тех, кого мы знаем по картинам. Репортаж Станислава Дорэ.
Третьяковская галерея во второй раз принимает участие в биеннале «Мода и стиль в фотографии» и по такому случаю достала из запасников 45 оригинальных снимков, часть которых публика ещё не видела. Впрочем, небольшие фотографии в скромных витринах несколько теряются на фоне знаменитых и масштабных полотен, и только внимательный и дотошный любитель искусства их не пропустит. Найти и увидеть все снимки – это что-то вроде квеста – фотографии распределены по нескольким залам, где представлены работы знаменитых художников, для которых фотография играла важную роль.
Один из самых известных живописцев фотолюбителей – Виктор Борисов-Мусатов. Несколько созданных им снимков представлены в зале с его полотнами. На этих фотографиях – и главная героиня большого количества его картин, младшая сестра Елена, которая позировала брату до конца его жизни. Правда, пользоваться фотографией в качестве эскиза он не очень любил, предпочитал писать с натуры, не жалея сестру Елену, которая, например, после нескольких часов позирования для картины «Водоём» заболела.
Среди самых интересных снимков в экспозиции – фотография сына Михаила Нестерова Алексея. Здесь он предстаёт в точно таком же образе, что и на знаменитой картине «Душа народа», представлен и снимок, на котором зафиксирован процесс написания портрета Исаака Левитана Валентином Серовым. Большинство русских живописцев, пусть и не всегда принимали фотографию за искусство, но всё же часто к ней обращались. Впрочем, один русский художник, можно сказать, вышел из фотографии – это Иван Крамской, начинавший ретушёром и которого даже называли «богом ретуши».