Из-за немыслимо подробных досмотров секьюрити даже на пресс-показы прорываться довольно сложно, тесно, муторно. Кажется, сама реальность проникает на экран, или напротив, кинематограф в духе мрачного нуара моделирует реальность. Перед показом очередного конкурсного фильма в огромном киноконцертном зале «Дебюсси» был обнаружен «некий предмет», после чего эвакуировали всех из здания, тысячу журналистов с помощью охраны «отодвинули», создав большое пустое пространство — «квадрат безопасности»…
В шведском «Квадрате» Рубена Эстлунда (вспоминается его провокационный, иронический «Форс-мажор») скетчи со сквозными героями срастаются в нетривиальное описание современного арт-мира. Кристиан — куратор музея современного искусства увлечен новым проектом — инсталляцией «Квадрат» — очерченная булыжником площадь добра, солидарности, равенства и справедливости. Здесь люди будут иметь шанс помочь друг другу, избавиться от главного бича времени изоляционизма. Но реальная жизнь (вальяжного Кристиана обворовывают прямо на «площади согласия)» сама инсталлирует героя в обстоятельства, где его прекраснодушие терпит фиаско.
У Эстлунда отличная фантазия и сумрачный юмор. В поле его острого зрения оказываются и сами деятели контемпорари (чего стоит сыгранная Элизабет Мосс арт-критик Ани, проживающая с шимпанзе в качестве перманентного перфоманса, или парочка рекламщиков, умеющих из любой нелепицы сварганить хит для Youtube), и радикальные произведения. Кучки из гравия под неусыпной охраной смотрительницы, случайно втягивает пылесос уборщика — приходится срочно искать на улице дорожный гравий…
Как и многие конкурсные картины, «Квадрат» замечательно начат, потом становится вязким, топчется на месте, и ближе к финалу впадает в такое морализаторство, от которого фанаты современного искусства окаменели бы и превратились в гравий.