Пикассо среди своих картин, медведи против Шишкина, трибьют Поллоку и другие анимационные сюжеты, которые помогут понять изобразительное искусство

Одна из лучших вещей, которую можно сделать, чтобы научить детей пони­мать искусство, — это играть с ним, показывать, что оно не застывшее и мерт­вое, что в нем можно находить смешные детали и интересные секреты, что оно может двигаться, что с ним можно хулиганить и добавлять свое даже к работе великих художников. Со всеми этими задачами отлично справляется анимация.

«Мона Лиза, спускающаяся по лестнице» («Mona Lisa Descending a Staircase»)

Режиссер Джоан К. Грац. США, 1992

Лента американского режиссера Джоан Грац, получившая в 1992 году «Ос­кар», — один из самых знаменитых анимационных фильмов, оживляющих жи­вопись. Грац заново рисовала великие картины не краской, а пластилином. Не используя компьютера, она выразительно показала, как одно произведение превращается в другое, и тем самым многое объяснила про связь искусства раз­ных эпох и направлений.

«Довольно!» («None of That»)

Режиссеры Анна Хиндс Пэддок, Изабелла Литтгер де Пиньо, Крити Каур. США, 2015

В нарративных фильмах самый распространенный, уже ставший традицион­ным сюжет — «ночь в музее» с оживлением картин и скульптур. Чаще всего это смешно. Компьютерный 3D-фильм «Довольно!», снятый американскими сту­дентками, поворачивает сюжет про обнаженную скульптуру в очень актуаль­ную плоскость «оскорбления чувств верующих». Таким же образом сочи­няют и всякие анекдотические анимационные истории про городскую или пар­ковую скульптуру. Одна из лучших на эту тему (только не про ночь, а про вы­ход­ной) — очень смешная пластилиновая короткометражка «Закрыто по поне­дель­никам» («Closed Mondays») американцев Уилла Винтона и Боба Гарди­нера: про пьяного мужчину, забредшего на выставку; в 1974-м она получила «Оскар».

«Внутренний пейзаж / Пейзажист» («Mindscape / Le paysagiste»)

Режиссер Жак Друэн. Канада, 1976

Другой сюжет, помогающий оживить искусство, — «герой вошел в картину». Об этом тоже очень много фильмов — и смешных, и серьезных. У канадца Жака Друэна, например, есть фильм в очень редкой технике игольчатой ани­мации  , где он не отсылает к знаменитым произведениям, а показывает работу воображения художника, его «внутренний пейзаж».

«Минотавромахия: Пабло в лабиринте» («Minotauromaquia: Pablo en el laberinto»)

Режиссер Хуан Пабло Этчеверри. Испания, 2004

Сюжеты о художниках всегда полны их произведений. В этом любопытном испанском кукольном фильме тоже показан «внутренний пейзаж» художника, но тут уже речь идет не о выдуманном герое, а о Пикассо, путеше­ствующем в лабиринте своей фантазии среди собственных созданий, которые пре­следуют его и спасают. Здесь интересно наблюдать за тем, как его ­­условные кубистские живописные персонажи становятся объемными. Кстати, имейте в виду, что фильм очень напряженный и в нем есть страшные сцены.

«Братья Медвежье Сердце» («Vennad karusüdamed»)

Режиссер Рихо Унт. Эстония, 2005

Оказывается, медвежат в картине «Утро в сосновом лесу» нарисовала их мама-медведица, а убивший ее охотник Шишкин приписал все лавры себе. Жизнь подросших медвежат — Винсента, Анри и Огюста — тоже будет связана с ис­кусством. Очень смешной кукольный мультфильм знаменитого эстонского режиссера идет с английскими субтитрами, но понятен и без знания языка.

«Вся творческая работа — это заимствование» («All Creative Work Is Derivative»)

Режиссер Нина Пэйли. США, 2010

Замечательный американский независимый режиссер Нина Пэйли сняла этот короткий фильм по заказу организации QuestionCopyright.org, которая высту­пает за реформу авторского права. Иллюстрируя мысль о том, что любое твор­чество пользуется тем, что уже существовало, Нина сочинила танец скульптур, которые она сама сфотографировала в нью-йоркском музее Метрополи­тен, никак не меняя. Получилось очень обаятельно.

«25-е, первый день»

Режиссеры Юрий Норштейн, Аркадий Тюрин. СССР, 1968

Часто в мультфильмах сюжеты, сильно связанные с конкретным временем, развиваются в визуальной среде, опирающейся на иконографию этого времени, и здесь нельзя не вспомнить дебют Юрия Норштейна с фильмом «25-е, первый день» (совместная работа с Аркадием Тюриным) — картину о русской револю­ции, строящуюся на искусстве начала первых революционных лет — живописи и гра­фике Лентулова, Альтмана, Петрова-Водкина. С лентой Норштейна риф­муется и снятый через 45 лет, но очень интонационно близкий фильм канадца Теодора Ушева «Глория Виктория» («Gloria Victoria»), в котором изображение войны опирается на образы искусства ХХ века. Разумеется, это касается не толь­ко войны. Например, есть прелестный мультфильм «Мадемуазель Кики c Мон­пар­наса» («Mademoiselle Kiki et les Montparnos»), снятый молодой фран­цужен­кой Амели Арро о богемно-артистической жизни Парижа 20-х годов прошлого века, естественно строящийся на живописи и графике художников, о которых идет речь.

«Стеклянная гармоника»

Режиссер Андрей Хржановский. СССР, 1968

В российской анимации с искусством работали много, и прежде всего этим знаменит Андрей Хржановский. В работе над его фильмами были заняты крупные художники того времени, которые сегодня считаются классиками: Владимир Янкилевский, Юло Соостер, Юрий Нолев-Соболев. Кроме того, Хржановского интересовали «дилетантские» рисунки гениев: у него есть трилогия по рисункам Пушкина, сложившаяся в полнометражную картину «Любимое мое время», короткометражка по рисункам Феллини «Долгое путешествие», а для фильма «Полторы комнаты» он оживлял рисунки Брод­ского. Знаменитая «Стеклянная гармоника» Хржановского, противопостав­ляющая искусство и власть, вся построена на классических произведениях: от прекрасных портретов эпохи Возрождения в сценах гармонии до средне­­вековых уродцев в соединении с Магриттом в эпизодах, где искусство из города изгнано.

«Миро» («Miro»)

Режиссер Алексей Будовский. США, 2004

Единственный мультфильм в этой подборке, сделанный непосредственно для де­тей: родившийся в Петербурге, а теперь живущий в Колумбии режиссер снял эту картину для сериала «Classical Baby» на американском телеканале HBO. От­лич­ный пример того, как малышам можно показывать абстрактное искус­ство.

«Мастер из Кламси»

Режиссер Вадим Курчевский. СССР, 1972

Фильм одного из самых знаменитых советских режиссеров-кукольников Вади­ма Курчевского снят по повести «Кола Брюньон» Ромена Роллана. Вся среда фильма, все заставки, пейзажи и натюрморты здесь связаны с фламандской классической живописью и графикой.

«Башня Бохер» («Tower Bawher»)

Режиссер Теодор Ушев. Канада, 2006

Этот фильм с рифмующимся названием «Tower Bawher» канадский режиссер посвятил строительству памятника коммунистической утопии — башни Тат­лина. Кино основано на конструктивистских работах художников революцион­ных лет — Татлина, Родченко, Эль Лисицкого, Поповой. Сюжета в нем нет, фильм абстрактный, но благодаря музыке Георгия Свиридова он завораживает своим мощным напором.

«Черный квадрат»

Режиссер Дмитрий Высоцкий, художник Андрей Сикорский. Россия, 2014

Играет с искусством и заказная анимация: не так давно для петербург­ского му­зея современного искусства «Эрарта» Дмитрий Высоцкий и Андрей Сикорский сняли юмористический сериал «Черный квадрат», в котором картина Малевича убегает из музея к искусствоведу по фамилии Круглов — и дальнейшие их при­клю­чения тоже происходят в окружении искусства, и не только авангардного.

«Пожиратель картин» («Dripped»)

Режиссер Лео Веррье. Франция, 2011

Французский фильм — посвящение Джексону Поллоку рассказывает о чело­веке, который так любил искусство, что ел его. Воровал картины из музеев и съедал, при этом становясь на время похожим на съеденное произведение. А от собственных, плохих картин его тошнило. И тут оказалось, что с помо­щью техники рисования Поллока, «дриппинга», то есть разбрызгивания кра­ски, можно создать прекрасные — очень вкусные — полотна.

«Луни Тюнз: Снова в деле» («Looney Tunes: Back in Action»)

Режиссер Джо Данте. США, Германия, 2003

В полнометражной американской комедии, соединяющей игровые сцены с анимацией, среди живых персонажей действуют кролик Багз Банни и утка Даффи Дак из сериала «Луни Тюнз». В этом фрагменте фильма — их приклю­че­­ния в Париже: герои попадают в Лувр и там, перепрыгивая из картины в карти­ну, убегают от еще одного персонажа «Луни Тюнз» — Элмера Фадда с ружьем.

«Таймкод да Винчи» («Der Da Vinci Timecode»)

Режиссер Гиль Алькабец. Германия, 2009

Этот фильм режиссера из Германии строится на «Тайной вечере» Леонардо да Винчи, причем совершенно удивительным образом. В фильме нет ничего, кроме этой картины, и Алькабец ничего в ней не менял. Он только смонтиро­вал ее фрагменты и озвучил так, что получается, будто бы люди сидят за сто­лом, едят и разгова­ривают. Только в конце: «Тсс!» — и все замолчали. Этот фильм демонстрирует, что жизнь и движение уже заключены в самой картине, ничего не надо оживлять. Ну а ироническое название, как мы понимаем, отсы­лает к модной некогда книге Дэна Брауна «Код да Винчи».

«70 Million»

Режиссер Давид Фремон. Франция, 2006

В клипе франко-американской группы Hold Your Horses! больше, конечно, живого исполнения, чем анимации, зато музыканты очень обаятельно валяют дурака, играя в знаменитую живопись. Кстати, для тех, кто не может узнать все картины, но очень этого хочет, есть отдельное видео, сопоставляющее кадры из клипа с первоисточ­никами.

Вообще, на основе классических произведений снято множество клипов; ка­жет­ся, особенно любят соединять музыку с абстрактным искусством геоме­трических форм вроде Кандинского, которое хорошо разнимается на детали, а потом складывается обратно, как конструктор. Интернет полон таких этюдов. В последнее время с появлением новых возмож­ностей — виртуальной реаль­но­­сти и кругового обзора, который поначалу использовали только в ком­пью­тер­ных играх, — с этими приемами стала играть и авторская анимация. Этюдов с вир­­туальным путешествием внутри картин стано­вится всё больше. Так, можно прогуляться по страшноватым пейзажам Дали (не забудьте рассмо­треть, что находится вокруг, двигая курсор), или «войти» в картины Ван Гога — перед премьерой полнометражного анимационного фильма «С любовью, Вин­сент» их появилось особенно много.

Бонус для родителей

«Критик» («The Critic»)

Режиссер Эрнест Пинтофф. США, 1963

Ну и напоследок для родителей — очень смешной фильм «Критик», получив­ший «Оскар» в 1964 году, сатира на абстрактную анимацию и главным образом на фильмы великого экспе­риментатора Нормана Макларена. Тут движение геометрических фигур на экране сопровождается громким комментарием зри­теля, который пытается понять, что всё это значит, а прочая публика возму­щенно на него шикает. Озвучивает мультфильм любимый американцами Мэл Брукс — режиссер комедий и кинопародий.  http://arzamas.academy/materials/1349

От artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий