«Аудитория нашего кино за эти годы значительно выросла. Всего в кинотеатрах 34 млн зрителей в год, 90% из них смотрели фильмы, созданные при поддержке Фонда кино. Ориентация на поддержку компаний лидеров тоже себя оправдала. В целом это значит что политика, реализуемая государством через Фонд кино была правильная. Но жизнь меняется, выдвигает новые задачи, мы чувствуем вызовы и понимаем, что есть необходимость обозначить новые цели и задачи перед Фондом кино», – начиная встречу, отметил глава попечительского совета организации, советник президента по культуре Владимир Толстой.
В качестве вызова нынешнего времени он отметил повзрослевшую зрительскую аудиторию. В кино уже ходят в основном не подростки, а зрители 30-35 лет, как правило, с детьми, а это значит, что фильмов, рассчитанных на семейную аудиторию должно быть больше. Кроме того, должно увеличиваться жанровое многообразие выпускаемых российских картин. Стоит обратить внимание и на продвижение в прокате отечественного кино – не только блокбастеров, но и авторских, экспериментальных фильмов, дока, анимации. О чем на заседании затем и говорили приглашенные эксперты. Журналистов на часть с докладами, правда, решили не пускать – вдруг продюсеры раскроют какие-то коммерческие тайны или предложат слишком радикальные меры.
Как выяснилось после заседания, круг затронутых вопросов новизной не отличался. Это в основном наболевшие темы индустрии, разговор о которых ведется уже не первый год. Возвратный механизм финансирования, штрафы за нарушение сроков выхода фильмов, поддержанных государством, и вообще релизная политика в отношении уже не только российских и зарубежных фильмов, но даже двух отечественных картин (как, например, было с «Временем первых» и «Салютом-7»). Обсуждалось и применение штрафных санкций при нестандартных ситуациях, как в случае с фильмом «Матильда», который отказалась прокатывать одна из крупнейших российских киносетей, а следовательно не факт, что продюсеры смогут вернуть деньги, выделенные им Фондом кино на возвратной основе. И расширение функционала Фонда в целом – возможность поддерживать не только потенциально успешные в прокате игровые хиты, но и документальные проекты, и анимационные сериалы. Последние несколько лет назад Фонд мог поддерживать, однако затем эта опция была сокращена из-за ориентации на ту самую кинотеатральную долю российского кино.
«Темы самые разные и широкие – от поддержки дебютантов до развития документалистики для массового зрителя или расширения поддержки международных продаж. Предложения мы проанализируем и будем думать, как их решать, есть ли возможность для этого. Может быть, вынесем это на обсуждение правительственного совета по кино, может быть, что-то наладим внутри фонда», – рассказал Кино-театр. ру исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев.
По словам участников заседания, ярче всех прозвучало выступление Федора Бондарчука, после которого собрание наконец завершилось. Продюсер и режиссер, говорят, даже сломал ручку во время своего эмоционального выступления.
«Мы обсуждаем одни и те же вопросы – штрафы, возвратность, даты выхода в прокат, широкие предпоказы зарубежных фильмов, которые сейчас стали появляться все чаще. Это единые проблемы, о которых говорят все. Я их озвучил и сказал: «Давайте, коллеги, наконец их решим или больше не будем тратить время на их обсуждение», – поделился с Кино-театр.ру Бондарчук.
Решить эти проблемы ну или хотя бы озвучить пути и возможности их решения Владимир Толстой пообещал до конца этого года.