Искусство из искусственного. Выставка «Пластическая масса» открылась в Мраморном дворце – Артвести
Menu

Искусство из искусственного. Выставка «Пластическая масса» открылась в Мраморном дворце

Русский музей впервые обращается к полувековой истории использования полимеров в скульптуре – от портрета космонавта Валентины Терешковой до надувных объектов неопоп-арта. Выставка «Пластическая масса» – 70 произведений тридцати художников из фондов музея и частных собраний открылась в Мраморном дворце.

Ранние опыты советских скульпторов с искусственными материалами относятся к началу 1950-х годов. Любопытно, что к этому их призывала Вера Мухина, она говорила о «легкости, прочности и пластичности» пластмассы. В разных городах СССР создавались экспериментальные студии, художники пробовали современные технологические разработки.

Приветом из тех времен стали портрет Терешковой «Валентина» авторства Юрия Нероды и «Девочка на шаре» Николая Силиса – удачные попытки применить пластмассу для создания образа наших современниц.

Но затем наступила долгая пауза. Павел Бельский, один из кураторов выставки, объясняет это несколькими причинами. Главная – поставленные на поток дешевые во всех смыслах пластмассовые игрушки и сувениры отпугнули скульпторов. Были и другие причины – пластмасса не стала основой новой образности, ею просто заменяли более дорогие бронзу и мрамор. Кроме того, технологии и материалы оставались несовершенными и труднодоступными. Своеобразной реакцией на такую ситуацию стали работы Константина Симуна, создавшего серию работ из использованных канистр. Одна из самых известных – «Крик» – создана в 1989 году.

Ситуация радикально изменилась в последние 20 лет. Пластика (как стали называть пластмассу и другие полимеры) стало больше, художники при выборе сюжетов – свободнее.

Бельский пояснил для «Санкт-Петербургских ведомостей», что из огромного массива современных произведений кураторы выделили несколько магистральных тем – «апокалиптическую», «абстракцию в пластике», «социально-критическую», «виртуальную реальность» и «от смерти до дискотеки».

Кому-то из завсегдатаев выставок такой подход покажется прямолинейным и дидактичным. Но он позволил сочетать зрелищность показа для тех, кто хочет получить от выставки яркие впечатления, и возможность поразмышлять для приходящих в музей именно над этим.

Эффектны «Саркофаг» и «Медитация» группы Recycle (Андрей Блохин – Георгий Кузнецов) – человеческая фигура как будто пытается вырваться из закрытого мусорного бака. И не может этого сделать, оставаясь в плену ненужных вещей. «Метро» Сергея Шехвоцова вырезано из нежного поролона, тем беззащитнее выглядит человек, лежащий на станционной скамье. «Звезда» Дмитрия Шорина, наоборот, уверена в себе, в своем будущем: мозг девушки усилен пятицилиндровым мини-двигателем, пристроенным к голове. «Эти движки создадут неведомую доселе среду существования», – так автор комментирует свою работу…

В «абстрактном» зале гармонично смотрятся «Сон» Сергея Борисова – чистая форма из массивного полиуретана, пластиковые «Иконусы» Валерия Кошлякова, отсылающие к русскому авангарду, и экспрессионистский Splash («Всплеск») Алана Хатагты из пластикрита.

За «дискотеку» отвечают надувные скульптуры Саши Фроловой, ученицы Андрея Бартенева. Ее разноцветные «Карусель» и «Магнетрон» созданы из латекса. Надувание становится образом – подлинности или подделки? На этот вопрос отвечать зрителям.

#Русский музей #выставка #музеи Петербурга

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (6514) от 30.08.2019 под заголовком «Искусство из искусственного».

Leave a Reply