5 сентября «Мультимедиа-арт-музей» открыл новый сезон восьмью выставками — все они входят в программу «Фотобиеннале-2020». Куратором одной из них стал известный французский меценат и коллекционер Антуан де Гальбер. Для выставки «Некоторый беспорядок. Произведения из коллекции Антуана де Гальбера» он выбрал из своего обширного собрания работы, охватывающие период с момента появления фотографии до наших дней, и распределил их по сюжетам и темам. Главное о выставке — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Против норм
15 лет назад Антуан де Гальбер основал в Париже арт-центр Maison Rouge («Красный дом»), где он открывает публике новые имена и показывает свои сокровища. Собрание насчитывает несколько тысяч предметов искусства самых разных жанров — от живописи и графики до скульптуры и фотографии. Директор «Мультимедиа-арт-музея» Ольга Свиблова считает, что коллекция всегда портрет коллекционера — и Антуан де Гальбер не исключение.
В его собрании соседствуют работы Лучо Фонтана и Константина Бранкузи, которые стоят миллионы евро, и произведения неизвестных художников. Важное место занимает ар-брют — искусство людей с ментальными особенностями.
«Сегодня весь мир говорит о том, что нужно уважать и любить людей, отличающихся от нас. Ментально других, физически других. Неслучайно в коллекции Гальбера есть работы Мари Катаямы», — говорит Ольга Свиблова.
Японская художница Мари Катаяма, чьи произведения вошли в основную программу последней, 58-й Венецианской биеннале, не понаслышке знает, каково это — отличаться от других. В детстве у нее обнаружили редкое заболевание, из-за которого пришлось ампутировать обе ноги. Мари не боится показывать свои протезы и измененную болезнью левую руку — фотографируя себя, она превращает свое тело в объект искусства. Художница хочет, чтобы зрители смотрели на нее спокойно, без страха, стеснения и предубеждений и так же относились к самим себе.
Одна из серий Катаямы родилась из гендерного клише, существующего до сих пор. Однажды к Мари подошла девушка и сказала, что женщина без каблуков не женщина. Тогда художница создала специальные туфли на высоких каблуках для своих протезов и сделала снимки в новом образе. Эти фотографии из коллекции Гальбера вошли в экспозицию в «Мультимедиа-арт-музее».
Тулуз-Лотрек и Мирослав Тихий
Тему телесности продолжает портрет Анри де Тулуз-Лотрека, сделанный в 1892 году неизвестным автором. На пути к славе французскому постимпрессионисту пришлось преодолеть немало препятствий, главным из которых стала — как ни странно — его собственная внешность. Единственный наследник старинного графского рода Тулуз-Лотреков жил спокойно и счастливо, пока в 14 лет с ним не случилась трагедия: после череды переломов ноги мальчика перестали расти и его рост остановился на отметке 150 сантиметров. Маленький человек с непропорционально большими головой и руками стал объектом насмешек. Тулуз-Лотрек нашел спасение в живописи, перенося на холсты чувства и эмоции людей, отношения с которыми в обычной жизни ему было непросто построить.
Рядом с портретом французского художника — работы чешского фотографа Мирослава Тихого, известного своей странностью и непохожестью на других. Тихий увлекался рисованием с детства, поступил на курс живописи в Пражскую академию искусств, где стал успешным рисовальщиком. Во время переворота в Чехословакии в 1948 году его отчислили за прогулы и отправили на военную службу. Вернулся с нее он настроенным против господствовавшего тогда соцреализма. И сразу попал под пристальное внимание властей.
Несколько лет давления привели к тому, что у Тихого появились серьезные проблемы с психикой, развилась мания преследования. Художник уничтожал и выбрасывал свои работы, перестал за собой следить и, бросив занятия живописью, увлекся фотографией. Больше всего он снимал женщин, при этом почти всегда украдкой. Он делал свои камеры из подручных вещей: линз от телескопов и очков, картона, дерева и фанеры. Когда ему давали хороший фотоаппарат, специально портил его.
Странного фотографа долго не принимали, над ним смеялись. А в 2004 году его нашел известный швейцарский куратор Харальд Зееман. Он устроил первую выставку Мирослава Тихого, с которой началась его мировая слава.
Портреты Антонена Арто и пациенты Дюшена де Булоня
Портреты французского драматурга, режиссера и теоретика театра Антонена Арто продолжают раздел выставки, посвященный человеческой природе. На фотографиях, сделанных с разницей в 20 лет, два разных человека: с первого смотрит начинающий театральный режиссер, а со второго — знаменитый Арто, снятый уже в конце жизни.