Послесловие к событию

Текст: Галина Мумрикова

https://zen.yandex.ru/id/600a74cebc6d635a64f74283

Целых три для Елагин остров в Санкт-Петербурге привлекал всех, кто пришел туда случайно или по велению души, интересными художественными произведениями мастеров стекла и керамики. Здесь, на Восточной поляне перед Елагином дворцом с 12 по 14 июня проходила XVII международная выставка «Стекло и керамика в пейзаже».

А нас-то как занесло на остров? Мы узнали про выставку от художника-керамиста и графика Анны Филипповой, с которой весной познакомились в Хотьково на ярмарке. Вот так – от маленькой палатки, где впервые увидели Анины керамические картинки-иконки – и за ней в Питер, на пленэр.

А посмотреть было на что. Когда-то выставка была сугубо питерская, но последнее время сюда стали приезжать керамисты из Москвы, Абрамцева, Екатеринбурга, Красноярска, Минска и т.д. У всех участников своя школа, свой стиль. Тематика самая обширная, техники тоже разнообразные, многие композиции вызывали бурный восторг и, конечно же, желание потрогать (художники, как правило, не отходили от своих работ – как бы чего не вышло). В открытом пространстве парка на зеленой траве что-то смотрелось вполне органично, что-то требовало иного антуража. Но в целом такая встреча интереснейших композиций со зрителем – уже подарок зрителям как профессионалам, так и любителям.

На мой взгляд, самые самобытные работы привезли керамисты Хотькова. И что любопытно: приехали и преподаватели Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им.В.М.Васнецова, что в Хотькове, и студенты-дипломники. Сейчас колледж – филиал Строгановки. Но дело даже и не в этом. Ведь они учатся, развиваются и творят в таком намоленном духом великих художников, мастеров, меценатов Абрамцеве и Хотькове. Здесь, в Абрамцеве, великий Михаил Врубель в 1899-1900 годах, увлекшись керамикой, открыл давно утерянный забытый способ восстановительного обжига, при котором изделие получало столь удивительный блеск. Да что говорить! И вот новое поколение керамистов, надышавшись духом былых времен, продолжает традиции. Не нужны высокие пафосные слова. Совсем не нужны. Просто пройдемся по этой особой – хотьковской – части выставки.

Несколько слов о работах преподавателей Абрамцевского колледжа.

Ирина Бабодей. Зайцы.
Ирина Бабодей. Зайцы.
Наталья Воронова. Страусы.
Наталья Воронова. Страусы.
Галина Ямбаршева. Лето
Галина Ямбаршева. Лето
Лариса Лехова. Город.
Лариса Лехова. Город.

Взгляните только на «Зайцев» Ирины Бабодей, какие они плотные, подвижные, объемные, смешные. И – добрые. Как в сказках. Все были без ума от композиции Натальи Вороновой «Страусы». А вот «картинка» совсем вроде бы «из другой оперы». «Лето» Ямбаршевой Галины так удачно вписалось в травяной покров. Даже не верится, что все эти шлепки, блокнотик, цветочки и прочие милые мелочи сделаны в общем-то из глины. А философская триада Ларисы Леховой «Город» заставляет задуматься по поводу современной архитектуры. Мы видим ее везде – тянущуюся в облака и размалеванную. Архитекторы превратились в застройщиков – главное, чтобы возводить быстро и экономично. Не до красоты.

Андрей Илларионов. Похищение Европы. Ангел над городом.
Андрей Илларионов. Похищение Европы. Ангел над городом.

Андрей Илларионов родом из Псковской области, окончил Абрамцевский колледж и живет в Хотьково. Избитая тема – «Похищение Европы». Как ее выразить в керамике? Удалось. И «Ангел над городом» напоминает нам зеркало жизни: вроде как «Свет мой, зеркальце, скажи…»! Да только что оно скажет паре влюбленных в урбанистической суете многоэтажек и каменных мешков? Но именно ангел и «держит» всю композицию, не давая ей рассыпаться. Создан единый образ – целостный и немного грустный. Не красивость, а красота. «Вместилище эмоций – вот что такое художник», – сказал как-то Марк Шагал. И был прав.

А.Забабашкина. Апрель. Хотьково
А. Забабашкина. Апрель. Хотьково
А.Краскова. Ракушки. Хотьково
А.Краскова. Ракушки. Хотьково
Д.Мошкова. Гимнастки. Хотьково.
Д. Мошкова. Гимнастки. Хотьково.
Е.Войнова. Сад. Хотьково
Е. Войнова. Сад. Хотьково
К.Степанова. Коллекция. Хотьково.
К. Степанова. Коллекция. Хотьково.
Т.Кондрашкина. Подкидыш. Хотьково
Т. Кондрашкина. Подкидыш. Хотьково

Анна Филиппова. Парсуна.
Анна Филиппова. Парсуна.
Анна Филиппова. Парсуна.
Анна Филиппова. Парсуна.
Анна Филиппова. Парсуна.
Анна Филиппова. Парсуна.

И уж совсем особняком стоят парсуны постоянной участницы художественных выставок и профессиональных фестивалей Анны Филипповой. Что-то очень отдаленное есть от иконописи, в которой нет ни теней, ни полутонов. Это уже светские портреты, появившиеся в России в середине XVII века. Они писались в технике в масляной живописи. А у Анны керамический парадный портрет. Подкладка – дерево (как на иконе). И они живые, эти фигуры, лица в обрамлении сверкающего керамического багета. Мы обычно воспринимаем керамику объемно, с нескольких сторон, а здесь как бы «под холст/масло». Да вот и не как бы. А мастерски изящно, воздушно и канонично, эмоционально красочно и выдержанно лаконично. Такое «Окно в Европу». Но – со своим русским видением и понятием о красоте.

Осенью Анна Филиппова вместе художницей московского лубка Ольгой Соколовой будет участвовать в выставке во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства под рабочим названием «Ключи и коды», которую организовывает галерея «InGallery». Думаю, это будет очень интересно.

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий