Алиса Багдонайте, основательница галереи современного искусства «Алиса» – о стратегии развития креативного бизнеса в кризисных условиях
В сфере искусства важна каждая стадия реализации креативного продукта – от производства до продвижения и продажи. Для этого необходимо создавать благоприятные условия как для самих художников, так и для дистрибьюторов, которые знакомят мир с творчеством авторов. Алиса Багдонайте рассказала о современном искусстве в России, значении арт-резиденций и государственных мерах поддержки креативного бизнеса.
- У вас журналистское образование. Что привело в сферу современного искусства?
Я окончила филологический факультет по специальности международная журналистика. В 2007 году побывала на выставке «ВЕРЮ» в Центре современного искусства «Винзавод». В этот же центр, учась на третьем курсе, я попала на стажировку. Меня очень вдохновила команда и творческая, даже немного безумная атмосфера работы. Тогда я для себя решила, что мне нравится, к чему лежит душа и в чем есть какой-то вызов. Так я начала работу в искусстве.
- В вашем портфолио довольно часто встречается «курирование» арт-резиденций. Что это за формат?
В России очень мало художников, особенно среди начинающих, у кого есть возможность заниматься искусством и при этом безбедно существовать. Резиденция – это как раз то место, где есть все необходимое для того, чтобы автор мог пару месяцев не думать о том, на что и где он будет жить, а полностью погрузился бы в работу. Это некий творческий кампус, который предоставляет художникам мастерскую, грант, деньги на материалы, а также помощь и поддержку в реализации проектов. Участие в организации таких мест – одна из важных частей моей жизни и работы. В 2014 году во Владивостоке я организовала арт-резиденцию «Заря», которая стала самой крупной международной резиденцией в России. За пять лет работы мы приняли порядка ста художников. В 2017 году меня пригласили сделать такую же в городе Выкса Нижегородской области. Благодаря резиденциям мы видим, как молодые художники получают поддержку, развиваются, выходят на новый уровень. Очень важно поддерживать не только стадию продвижения авторов на рынке, но также и процесс производства самого креативного продукта. И резиденция является очень важной системной составляющей формирования карьеры художника, на которую в дальнейшем будет опираться моя галерея «Алиса» или любая другая. Мой приоритет – это комплексный подход к продюсированию и выстраиванию карьеры художников, а не только продвижение их работ.
- Какая сегодня ситуация в галерейном бизнесе России? Как повлияла пандемия и сегодняшняя геополитическая обстановка?
В России у современного искусства рынок очень маленький. В связи с событиями, которые происходят в мире, мне доступны только московские ярмарки. Изоляция, чем бы она ни была вызвана, не идет галерейному бизнесу на пользу. Все, что связано с современным искусством, это продукт глобального общества. Соответственно, если мы полностью закроемся от внешнего мира, то арт-рынок умрет. Чтобы этого не случилось сейчас, думаю, что надо менять стратегию, вероятно, менять контент на тот, который будет более востребован здесь, в России, или приспосабливаться другими способами.
- Как именно?
Надеемся на то, что появятся новые рынки для нас, которые недостаточно исследованы. Мы понимаем, что новые площадки важны не только для галерейного, но и для любых российских бизнесов. Например, участие в ярмарках в Китае или Дубае.
- На чью поддержку можно надеяться?
Московские галереи и мою, в частности, очень поддерживает Агентство креативных индустрий (АКИ) при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы. В рамках проектов Created in Moscow, организованных АКИ, я принимала участие в ярмарках blazar 2021 и Cosmoscow 2021, где устанавливают довольно строгие требования к отбору участников. На Cosmoscow 2020, в которой также принимала участие, были представлены произведения художницы Алисы Йоффе, а на ярмарке blazar прошлого года я представила концептуальный стенд, на котором проекты Софьи Скидан, Юлии Шафаростовой и Кирилла Михайлина были посвящены восприятию пейзажа и ландшафта и новому пониманию экологии. Организация таких мероприятий поддерживает высокий уровень конкуренции на арт-рынке и дает стимул авторам развиваться. Благодаря АКИ мне удалось привлечь внимание новых художников и первых коллекционеров к своей галерее. Но главное, конечно, – верить в себя и в тех авторов, которые работают, развиваются и занимают свою нишу на рынке искусства прямо сейчас, в том числе благодаря нашей работе.
- В чем основная идея, миссия вашего галерейного бизнеса?
Моя задача – системно строить карьеру художников, растить цены на их работы. Галерея не просто реализует искусство, она помогает авторам построить профессиональную деятельность. Из художника в начале карьеры, который не встроен в рынок и мало известен, может получиться отдельная мощная бизнес-единица, которая генерирует символический капитал в виде новых образов нашего с вами будущего.