Открытие выставки “Михаил Ларионов” – Артвести
Меню

Открытие выставки “Михаил Ларионов”

 

 

 

Третьяковская галерея открывает первую масштабную ретроспективу Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964), одного из основоположников русского авангарда и его признанного лидера. Наделенный мощным живописным даром и талантом экспериментатора, с самого начала своей деятельности Ларионов оказал огромное влияние на становление и развитие нового искусства ХХ столетия. В его творчестве отразились основные направления начала века: кубизм, примитивизм, футуризм. Произведения художника в стиле примитивизма стали воплощением национального варианта авангарда. Ларионов стоял у истоков абстрактного искусства в России. Его «авторский» вариант беспредметной живописи, получивший название лучизм (rayonisme), представляет собой один из первых путей к абстракции.
Художник необыкновенно широкого диапазона, блестящий, всегда неожиданный живописец, изысканный график, изобретательный театральный декоратор, книжный иллюстратор, стоявший у истоков футуристической книги, организатор выставок и художественных объединений, хореограф, историк балета, коллекционер — все это Михаил Ларионов, человек-оркестр, который интересовался в художественной сфере буквально всем. Задача выставки — представить эту уникальную творческую личность во всем многообразии ее проявлений. В состав экспозиции вошли работы, отражающие основные направления деятельности художника, а также широкий круг интересов Ларионова-коллекционера.
Живописный дар, творческая активность рано привлекли к Ларионову внимание музеев и коллекционеров. В 1907 году, когда ему было всего 26 лет, Третьяковская галерея приобрела с выставки Союза русских художников картину «Весенний пейзаж» («Сад весной», Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан). В конце 1920-х, когда работы Ларионова, хранившиеся в России, отправляли во Францию, значительная часть произведений из этого корпуса была приобретена для Третьяковской галереи. Часть работ поступила в Галерею в 1929-м из Музея живописной культуры. В 1977 году собрание дополнил дар Г.Д. Костаки. Наконец, в 1989 году Галерея получила из Франции уникальное по полноте собрание произведений, переданное по завещанию вдовы художника — А.К. Ларионовой-Томилиной. Сейчас Третьяковская галерея обладает самым большим собранием работ Ларионова не только в России, но и за ее пределами. Вместе с живописными и графическими работами в музей поступили архив, библиотека и огромная личная коллекция Ларионова: лубки, гравюры, фотографии, материалы, связанные с театром.
В ХХ веке в нашей стране прошло только две выставки Михаила Ларионова. Последняя была организована А.К. Ларионовой-Томилиной 38 лет назад, в 1980 году, в Государственном Русском музее, а затем — в Третьяковской галерее. Таким образом, настоящая выставка восстанавливает историческую справедливость и отдает дань памяти и благодарности одному из главных русских художников прошлого века, мечтавшему, чтобы его произведения вернулись на родину и стали доступны публике.

Настоящая экспозиция одновременно строится как по хронологическому принципу, охватывая все этапы жизни и деятельности Ларионова (ранние работы, стилистические поиски русского периода, переезд во Францию, театральные работы, произведения позднего творчества), так и по тематическому, прослеживая главные темы и мотивы живописных и графических работ, к которым художник обращался на протяжении всей жизни. Выставка включает 14 разделов: «Начало», «Сады и рассветы», «Живая натура», «В мастерской», «Русский Таити», «Провинция», «Солдатчина», «Венеры», «Времена года», «Лучист и будущник», «Театр», «В парижском ателье», «Возвращение на юг», «Коллекционер».
Разделы русского периода деятельности художника демонстрируют в основном живописные произведения, среди которых как хрестоматийно известные картины, например «Сад» (середина 1900-х, Государственный Русский музей), включенная Сергеем Дягилевым в экспозицию знаменитой выставки русского искусства 1906 года в Париже; произведения «Солдатской серии» 1910-х и хранящиеся в российских музеях знаменитые «Венеры» (1911–1912); впервые собранные вместе работы из серии «Времена года» (1912, «Зима» и «Весна» — Государственная Третьяковская галерея, «Осень» — Центр Помпиду), так и никогда не экспонировавшиеся в России лучистские холсты «Ноктюрн» (около 1913–1914) из собрания галереи Тейт и «Лучистая колбаса и скумбрия» (1912) из Музея Людвига.
Разделы французского периода творчества Ларионова включают не только живопись, но и значительный корпус графических произведений, многие из которых широкая публика увидит впервые, — ранее они не демонстрировались ни на российских, ни на зарубежных выставках. Так, экспонируются работы 1910–1920-х годов, связанные с антрепризой «Русские балеты Сергея Дягилева», в которой Ларионов активно работал как художник-декоратор, автор либретто, консультант и хореограф.
Кураторы выставки в качестве своеобразной метафоры эволюции художественных поисков Ларионова приводят цикл «Времена года» (1912), который не только синтезировал в себе многочисленные варианты примитива, но и воплощал традиционную для фольклора идею жизни как природного календарного круговорота. Развитие искусства Ларионова, кажется, подчинено тем же законам — «зимние» сумрачные серебристые холсты московского периода сменились «тираспольской весной», затем «фовистским летом», апогеем которого стал лучизм, и, наконец, «парижской осенью» с ее снижением живописной энергии, возвратом к монохромности и тональной гамме.
Специальные разделы выставки посвящены Ларионову-коллекционеру и характеризуют личность художника, которого глубоко интересовали балет и народное искусство. Здесь представлены основные направления собирательской деятельности Ларионова: русский и восточный лубок, детский рисунок, комплекс материалов, связанный с работой над книгой по истории балета, уникальные фотографии дягилевских спектаклей, выступлений «Балета Монте-Карло» и «Русского балета полковника де Базиля».
Выставку сопровождает обширная образовательная программа.
К открытию экспозиции был подготовлен альбом-каталог, в котором содержатся статьи о различных аспектах творчества М.Ф. Ларионова — живописи, графике, театре, рассматривается его деятельность в качестве куратора выставок и организатора художественных объединений. Специальный раздел посвящен коллекции Ларионова. Каталог дополняют обзор архива Ларионова и публикация отдельных документов из него, а также хроника, в которой приводятся наиболее важные события — выставки, постановки, работа над изданиями.
Также специально к ретроспективе подготовлена редкая по широте и разнообразию сувенирная линейка, включающая броши, значки, сумки, свитшоты. Эти предметы не только включают яркие мотивы и цитаты из знаковых произведений художника, но, главное, передают эмоцию «веселого гения» Ларионова.                            Участники — около 30 зарубежных и российских собраний: 16 музейных и ряд крупных частных коллекций. Среди них — Центр Жоржа Помпиду. Национальный музей современного искусства / Центр индустриального творчества (Франция); Музей Людвига (Германия); галерея Альбертина (Австрия); галерея Тейт (Великобритания); Музей Виктории и Альберта (Великобритания); Государственный Русский музей и другие.   Выставка открыта с 19 сентября 2018 по 20 января 2019
Крымский Вал, 10, Новая Третьяковка, залы 39–42
Состав выставки — около 500 экспонатов: примерно 115 живописных и 160 графических произведений, книги и фотографии из коллекции М. Ларионова, архивные документы

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *