Центр творческих индустрий «Фабрика»представляет паблик-арт проект Марины Звягинцевой«Карта памяти» – Артвести
Menu

Центр творческих индустрий «Фабрика»представляет паблик-арт проект Марины Звягинцевой«Карта памяти»

26 июня 2019 года территория Центра творческих индустрий (ЦТИ) «Фабрика» станет частью паблик-арт проекта «Карта памяти», созданного Мариной Звягинцевой, самым известным российским художником, которая исследует возможности объединения искусства и городской среды. История и пространственные линии «Фабрики» – одного из самых успешно развивающихся московских арт-кластеров – сделали его идеальной площадкой для проекта формата «site specific». В рамках пресс-показа состоится авторская экскурсия по проекту с рассказом о заложенных в ней смыслах, а также перформанс Liquid Theatre и обзор «Карты памяти» с крыши одного из зданий «Фабрики».

«Карта памяти» – это тотальная инсталляция, созданная на асфальтовом покрытии в традиционных цветах «Фабрики» (белом и оранжевом) и перетекающая через все дворы бывшей московской фабрики от 1-й до 2-й проходной.
По словам Марины Звягинцевой, «Карта памяти» – это микросхема-матрица, которая содержит культурные коды, наиболее значимые для пространства «Фабрики». Слова-символы, существующие внутри матрицы, подбирались коллективом ЦТИ по четырем направлениям: история, искусство, ценности, производство. Задача инсталляции – сделать зримым культурный слой территории, и одновременно взять на себя функции арт-навигации, в сложном, многослойном постиндустриальном пространстве.
Директор ЦТИ «Фабрика» Ася Филиппова особо отмечает органично возникшую многомерность инсталляции, в которой окружающая среда – строения «Фабрики» – становится частью произведения искусства, а не превращается в технический фон, подвергающийся агрессивной визуальной трансформации.

В своей статье, посвященной «Карте памяти» куратор и искусствовед Александра Данилова пишет: «…Эта матрица превращается по сути в «аффективное картирование» Джонатана Флэтли, где именно эстетике, а точнее искусству принадлежит ключевая роль. Любопытно, что именно Флэтли, рассуждая об аффективном картировании, предлагает понимать современность как длящееся чувство потерянного прошлого, как процесс постоянной переработки имеющегося культурного слоя, лежащего под нашими ногами. И одна из задач, которую ставит проект Марины Звягинцевой, сделать этот пласт видимым, доступным для интеллектуального и эмоционального переживания. «Фабрика», превратившаяся из промышленного производства в арт-кластер, в этом смысле становится идеальной площадкой, где технологии и искусство, история и современность существуют в нерасторжимой связи.
…Следуя своей стратегии вовлечения, Марина Звягинцева приглашает весь коллектив Центра творческих индустрий в союзники и соавторы. Она предлагает всем участникам проекта подобрать ключевые слова, маркирующие маршруты на «Карте памяти», и создать своеобразные облака тегов, связанные с историей фабрики и с настоящим – культурой, искусством, ценностями. Когда-то пустовавшее пространство дворов, теперь становится сложнейшей когнитивной картой, в которой топография места и ассоциации участников соединяется вариативностью индивидуальных зрительских прочтений. Навигация теперь оказывается устроена таким образом, что не сопоставление рисунка, но наложение аналогий дает зрителю дополнительные смыслы».

Марина Звягинцева – художник, лидер паблик-арта в России, идеолог и куратор программы паблик-арт проектов «Спальный район». Номинант VII Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ (2012), Премии АРХИWOOD (2012), дважды номинант Премии Кандинского (2008 и 2009), дважды номинант Премии Курехина (2011 и 2018). Является идеологом и куратором программы паблик-арт проектов «Спальный район» в рамках Московских биеннале современного искусства (2009, 2011, 2013). Участник фестиваля «Архстояние-2010». Арт-объекты Звягинцевой находятся в Высшей школе экономики в Хитровском переулке («Медиадвор», 2013), в центре дизайна ARTPLAY («Как ни крути», 2014-2016); в детской Морозовской больнице («Арт-прививка», 2014; «Игровые коммуникации, 2015, «ARTерия», 2019); в Политехническом музее; ИЦ «Сколково» («Знаки», 2015); на фасаде публичной библиотеки города Норильска («Вечная теплота», 2016) и на фасаде музей ТИАМ в Туле («кАРТограмма», 2018); городская арт-навигация «Культурный код» проложена на тротуарах в Тимирязевском районе Москвы (2017).

Художник использует два авторских бренда: уникальную технику монотипии и тему городской окраины, так называемого «спального района». На её счету – организация и проведение множества значимых паблик-арт проектов – в школах, больницах, на улицах и в парках. www.artmarin.ru

Центр творческих индустрий (ЦТИ) «Фабрика» открылся в 2005 г. под руководством Аси Филипповой на территории московской фабрики технических бумаг «Октябрь». С тех пор центр работает как пространство для работы и творчества. Здесь соседствуют мастерские для художников, арт-резиденции, музыкальные студии, бюро дизайна и архитектуры, театральные и анимационные коллективы, издательства и печатные компании. Фабрика представляет российские и международные проекты в области современной культуры в трех выставочных залах и концертно-клубном пространстве. В 2008 году проект стал членом международной сети независимых культурных центров Trans Europe Halls. www.fabrikacci.ru
«Liquid Theatre» – лауреат  национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Эксперимент» (спектакль «LIQUIDация», 2009), первый российский практик сайт-специфик театра,  с середины 2000-х играет на фабриках, площадях, вокзалах, полях, осваивает внесценические и сценические пространства театров. Как постдраматический театр Liquid Theatre заступает на территорию contemporary art, синтезируeт визуальное, невербальное, танцевальное, звуки, текст, шумы, чувственное.  В Москве базируется в Центре творческих индустрий Фабрика, где обжил все возможные территории, от внутреннего двора до окон и тельферов выставочного зала «Оливье». www.facebook.com/likvidteatr

Паблик-арт проект «Карта памяти» Марины Звягинцевой

Название проекта «Карта памяти», вызывающее целый спектр разнородных ассоциаций, удивительно точно схватывает саму ризоматическую суть проекта Марины Звягинцевой, который подобно корневой системе оплетает пространство «Фабрики», становясь одновременно и системой навигации, и лабиринтом воспоминаний и ассоциаций, расширяющих географию места. Начерченная на асфальте матрица, визуально напоминающая электронную плату, на самом деле скорее подобна карте памяти, файловой системе. Помещенная на меленьком стике, удобно лежащим в твоем кармане или «живущим» в твоем телефоне, она становится своего рода «капсулой комфорта», личной миниатюрной вселенной. Здесь же, разрастаясь в пространстве двора, «Карта памяти» обнаруживает совершенно новые свойства.
Она не только позволяет зрителю обживать и приспосабливать новые пространства, но одновременно дает понимание возможности структурирования целого как принципиально нефиксированного, подвижного, эмоционально открытого. Эта матрица превращается по сути в «аффективное картирование» Джонатана Флэтли, где именно эстетике, а точнее искусству принадлежит ключевая роль. Любопытно, что именно Флэтли, рассуждая об аффективном картировании, предлагает понимать современность как длящееся чувство потерянного прошлого, как процесс постоянной переработки имеющегося культурного слоя, лежащего под нашими ногами. И одна из задач, которые ставит проект Марины Звягинцевой, сделать этот пласт видимым, доступным для интеллектуального и эмоционального переживания. «Фабрика», превратившаяся из промышленного производства в арт-кластер, в этом смысле становится идеальной площадкой, где технологии и искусство, история и современность существуют в нерасторжимой связи.
Следуя своей стратегии вовлечения, Марина Звягинцева приглашает весь коллектив Центра творческих инициатив в союзники и соавторы. Она предлагает всем участникам проекта подобрать ключевые слова, маркирующие маршруты на «Карте памяти», и создать своеобразные облака тегов, связанные с историей фабрики, существовавшим здесь когда-то бумажным производством, и с настоящим – культурой, искусством, ценностями. Когда-то пустовавшее пространство дворов, теперь становится сложнейшей когнитивной картой, в которой топография места и ассоциации участников соединяется вариативностью индивидуальных зрительских прочтений. Навигация теперь оказывается устроена таким образом, что не сопоставление рисунка, но наложение аналогий дает зрителю дополнительные смыслы.
Таким образом внутри «Карты памяти» акцент смещается к нематериальному «между», зазору-пунктиру, обозначающему многомерные и разнонаправленные связи. Оказавшись внутри некой глобальной системы, зритель не может в одночасье понять ее логику. Следуя от тега к тегу, он невольно включается в производство смыслов, призванных сократить разрыв индивидуальным переживанием и глобальным значением, накладывая собственные когнитивные карты на заранее заданную матрицу. Впрочем, как говорил герой известного фильма доктор Морфеус: «Знать путь и пройти его – совсем не одно и тоже».

Александра Данилова,
искусствовед, куратор

июнь 2019

Официальное открытие 26 июня в 19.00
проект доступен с 27 июня
адрес: Москва, Переведеновский пер., 18, ст. м. Бауманская

Паблик-арт проект «Карта памяти» расположен на территории Центра творческих индустрий «Фабрика» по адресу: Москва, Переведеновский переулок, д.18, 
ст. м. Бауманская с 27 июня. Вход свободный.
Посещение: ежедневно с 12.00 до 20.00

 

Leave a Reply