Выставка открыта c 4 сентябряпо 22 ноября 2020 Инженерныйкорпус, Лаврушинский переулок, 12, 3-йэтажСостав выставки:около 70 произведений скульптуры, 36 графических работ, архивные материалы Куратор: Лариса Бедретдинова Третьяковская галерея представляет выставочный проект, посвященный выдающемуся скульптору-портретисту Сарре Дмитриевне Лебедевой (1892–1967). Она давно стала признанным классиком, без упоминания ее произведений не обходится ни один исторический обзор советского искусства. Однако последняя персональная выставка Лебедевой прошла в Галерее более 50 лет назад —в 1969 году. Настоящий проект открывает для зрителя новые грани творчества художницы —не только портретиста, но и создателя монументально-декоративных произведений, проектов памятников А.С. Пушкину, Ф.Э. Дзержинскому, А.П. Чехову. Представленные в экспозиции архивные материалы, рисунки и эскизы, фотографии несохранившихся произведений —все это демонстрирует зрителю разнообразный и многоплановый художественный мир Лебедевой. После окончания гимназии в 1910 году Сарра Лебедева училась в Санкт-Петербурге, в частной школе рисунка, живописи и скульптуры художника М.Д. Бернштейна и в мастерской известного скульптора Л.В. Шервуда. Начало ее самостоятельной работы совпало с первыми годами революции. Лебедева принадлежала к тому же поколению, что и «амазонки авангарда» —Ольга Розанова, Любовь Попова, Варвара Степанова, но ее талант, со свойственным ей реалистическим видением мира, особенно ярко раскрылся, когда наступил закат авангарда. Она стала заниматься в первую очередь портретом, поскольку чувствовала к нему склонность, но также и потому, что работа в портретном жанре не требовала больших пространств и позволяла мириться с отсутствием мастерской. К середине 1920-х годов Лебедева приобрела известность как блестящий портретист камерного склада, автор психологически тонких, иногда иронически заостренных, иногда романтически возвышенных, но всегда предельно правдивых изображений людей самых разных социальных слоев и профессий. В своих скульптурных портретах она сумела запечатлеть нечто большее, чем внешний облик героев. В этих образах, особенно женских, отражены трепетность жизни, ощущение ее скоротечности и одновременно раскрываются глубинные свойства человеческой натуры.В 1930-е годы Сарра Лебедева создает портретные изображения детей, ей поступают заказы на монументально-декоративную пластику и памятники, на это же время приходятся ее эксперименты на Конаковском фаянсовом заводе. Уже с конца 1920-х Лебедева стала экспонировать на выставках не только портреты, но и натурные этюды обнаженных фигур, которые она лепила постоянно на протяжении всей творческой жизни. Ее этюды стали своего рода подготовкой для обращения к монументально-декоративным работам 1930-х годов: статуе «Шахтер», созданной специально для «Индустрии социализма», самой значительной из выставок того десятилетия, портретной статуе А.Г.Стаханова со знаменем для главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, открывшейся в 1939 году, и парковой скульптуре «Девочка с бабочкой», экземпляр которой, отлитый из цемента, стоял некоторое время в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве.

Во время Великой Отечественной войны Сарра Лебедева создала много портретов ее участников, но не изменяла своим принципам и не пыталась подчеркнуть в облике моделей то, что должно быть присуще воинам: выражение решимости и отваги, суровости, к чему стремились многие другие портретисты. В послевоенные годы, когда началась кампания борьбы с импрессионизмом и тем, что называли формализмом, работы Лебедевой критиковались за этюдность и свободную живописную лепку, в которой видели лишь незаконченность. Женские портреты этих лет показывают частного человека, его повседневную жизнь, в них звучат лирические интонации, однако критиками они воспринимались как слишком обыденные и безыдейные. В этот период, не получая портретных заказов, Лебедева обратилась к новому для себя жанру надгробия, в котором она работала до начала 1960-х годов, когда вынуждена была оставить скульптуру из-за наступающей слепоты.После смерти художницы большое число скульптурных и графических работ, а также архивные документы поступили в Третьяковскую галерею. К этому времени музей уже обладал значительной частью ее лучших работ разных десятилетий. Сложившаяся в Галерее коллекция позволяет полноценно представить на настоящей выставке все периоды творчества скульптора, а также познакомить зрителей с наиболее интересными документами из ее архива. Экспозиция дополнена фрагментом фильма, посвященного Сарре Лебедевой, который был снят в 1968 году. Среди архивных материалов можно будет увидеть такой документ, как справка о праве беспрепятственного круглосуточного передвижения по Петрограду, выданная Лебедевой, когда она работала в «Окнах РОСТА». Отдельный видеоролик познакомит зрителей с хранящимися в отделе рукописей Третьяковской галереи фотографиями, на которых запечатлены несохранившиеся или малоизвестные произведения Сарры ЛебедевойАккредитация СМИ в пресс-службе Государственной Третьяковской галереи: тел.: 8 495 957 07 92e-mail: press@tretyakov.ruИзображения доступны по адресу:ftp://press.tretyakov.ru/Lebedeva/

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий