ками Джон Кейдж, Понтюс Хюльтен, Брюс Стерлинг, Джоанна Стингрей, Брайн Ино. С появлением компьютера, доступного интернета и возможности путешествовать произошла трансгрес-сия физических и ментальных границ. Интернет еще не был отягощен ком-мерцией и его освоение происходило творческим путем. Художники во мно-гом становились первооткрывателями новых территорий и первопроходцами. Они выпускали компакт-диски, интер-нет журналы, делали первые сайты, устраивали рейвы, международные конференции и телемосты. В выставку и каталог вошли воспоминания участ-ников, документы и фотодокумента-ция.Легендарна история панк-кора-бля-искусство Штюбниц, пришвар-товавшегося у берегов Невы в 1994 году. Оснащенный компьютерами и ставший творческой концептуальной лабораторией новых медиа, он по-влиял на появление техно-культуры «Техно-Арт-Центра» и «Кибер-Фе-мин-Клуба», Галереи 21, которая ста-ла организатором мастерских новых медиа и семинаров, отрабатывавших разные аспекты кибертеории, со-трудничала с проходившими в горо-де конференциями по компьютерно-му искусству. Были изданы несколько компакт-дисков: «От Неоакадемизма к Киберфеминизму», «Игра без правил», запущен журнал «Виртуальная ана-томия», сайт «Кибер-фемин-клуба», проект Дмитрия Пиликина «Свидете-ли эпохи» и веб-проекты Константина Митенёва “Bioloid Factory” и “Ундина/Undina”, первое интернет-телевиде-ние “Twins TV”. В Петербурге начала 90-х годов появились первая в России компьютерная студия «Крейт», которая объединила вокруг себя художников, увлеченных новыми технологиями. Работы этих художников широко из-вестны за рубежом, получили множе-ство призов на международных фести-валях, но их практически невозможно увидеть здесь. Персональные выстав-ки пионеров медиа-арта путешествуют по музеям мира. Поэтому именно в Пе-ОЛЬГА ТОБРЕЛУТССЕРИЯ «ИМПЕРСКИЕ ОТРАЖЕНИЯ». 1993, ЦВЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯОЛЬГА ТОБРЕЛУТСЛАБИРИНТ 1989 SUPER VHS, 20’, (БЕРЛИН)ОЛЬГА ТОБРЕЛУТСМАНИФЕСТ НЕОАКАДЕМИЗМА, 1996, 7’.
тербурге, колыбели российской медиа революции, важно показать в полном объеме их произведения, начиная с экспериментов параллельного кино и заканчивая лентикулярными панеля-ми. Важным разделом выставки явля-ется «Коллаж-Монтаж». Интересно проследить эволюцию этого метода в произведениях от аналоговых к ком-пьютерным. От аппликационных кол-лажей «Инженеров Искусств», выре-занных и смонтированных вручную, анимационных коллажей параллель-щиков, фотоколлажей Александра Филипченко, к первым новаторским компьютерным фото и видео-колла-жам Ольги Тобрелутс, Егора Острова, анимациям Тимура Новикова, Сергея Шутова, к палитре компьютерных му-зыкальных клипов Андрюса Венцло-вы, Речников и Новых Композиторов. В 1993 году на Пушкинской, 10 от-крылась Новая Академия Изящных Искусств (НАИИ). Здесь одновременно возрождались старые фототехники и активно использовались новые техно-логии. Тимур Новиков, культуртрегер искусства Петербурга, вёл обучение технологиям в НАИИ, откуда потом вы-шло много современных художников. Знаменитое «Пиратское телевидение» (ПТВ), созданное художниками кру-га Тимура Новикова, Юрисом Лесни-ком, Владиславом Мамышев-Монро и Георгием Гурьяновым, монтировало короткометражные фильмы, клипы, новости культуры за неделю для не-большого круга творческой молодежи, объединённой адресом Фонтанка, 145, которые потом показывали в клубах и на вечеринках.Художники работали и на Ленин-градском телевидении. Две авторские программы Владимира Дава «ДЕМО» и Олега Поварова «СУБКУЛЬТУРА» отличались новаторским авторским видеомонтажом изображения, скорее напоминающим видео-арт, нежели но-востную программу. Знаменитая меди-а-интервенция «Ленин-гриб», которой поверили многочисленные телезрите-ли, была осуществлена Сергеем Курё-«ИНЖЕНЕРЫ ИСКУССТВА»СТРЕЛА АМУРА. ФРАГМЕНТ ФЛЬМА, 1993, 3’ 10” «ИНЖЕНЕРЫ ИСКУССТВА»МОДЕЛИ И КОНСТРУКЦИИ, 1986, 8 ММ, 30’
хиным в телепрограмме Сергея Шоло-хова «Тихий дом» в 1990 году. История первых видео- и мульти-медиа-инсталляций представлена несколькими авторами. Это — «Ла-биринт» Ольги Тобрелутс, снятая и смонтированная в Германии на Offene Channel в 1990 году, документация экс-периментов группы «Запасной выход», проходивших в Запасном дворце Цар-ского Села в середине 90-х, «Оцифров-ка крови» 1998 года Людмилы Беловой и её «Вынужденный ракурс» 1999-2000 года, представляющий трёхэкран-ную инсталляцию и получивший приз на конкурсе International\Media\Art\Award в ZKM в Карлсруэ в 2000 году.Хочется отметить тех, кто оказал большое влияние на развитие медиа технологий в искусстве в самом нача-ле их появления, разработав в своих произведениях такие художественные подходы и приёмы, которые нашли применение в различных областях ис-кусства в будущем. Это целое созвез-дие имён: Евгений Юфит, Константин Митенёв, Евгений Кондратьев, Андрей Мёртвый, Сергей Добротворский, Эду-ард Шелганов, Дмитрий Лурье, Ивет-та Померанцева, Олег Котельников, Иван Сотников, Олег Маслов, Виктор Кузнецов, Тимур Новиков, Сергей Шу-тов, Сергей Курёхин, Белла Матвеева, Владимир Захаров, Rivermax, Юрис Лесник, Георгий Гурьянов, Владислав Мамышев-Монро, Ольга Тобрелутс, Андрюс Венцлова, Валерий Алахов и Игорь Веричев, Юлия Страусова, Инал Савченков, Франц Родвальт, Сергей Еньков, Григорий Стрельников, Алек-сандр Филипченко, Егор Остров, Борис Казаков, Жора Баранов, Дмитрий Фро-лов, Ирина Актуганова, Алла Митрофа-нова, Дмитрий Пиликин, Вита Буйвид, Павел Семченко, Юрий Соболев, Га-лина Леденцова, Сергей Никокошев, Владимир Быстров, Татьяна Подвиги-на, Людмила Белова, Наталия Лях и многие другие.КУРАТОР — ВИКТОРИЯ ИЛЮШКИНАКОСТЯ МИТЕНЁВПОЦЕЛУЙ МОНРО, СЕРИЯ ФОТОГРАФИЙ, 1998, 60Х50ПТВ (ПИРАТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ), ВЕДУЩИЕ ПТВ: КАТРИН БЕККЕР И ВЛАДИСЛАВ МАМЫШЕВ (МОНРО)СЮЖЕТ: «НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ»
КОСТЯ МИТЕНЁВ«НА ПЛЯЖЕ» (ИЗ СЕРИИ ГОЛОГРАФИЙ), 1993СТЕКЛО, КОЛЛАЖ, ЖУРНАЛ, 40Х30