Малевич, Кустодиев, Коровин: главные экспонаты выставки «Охотники за искусством»

Куратор новой выставки Музея русского импрессионизма Анастасия Винокурова — о своих любимых картинах и их авторах.

В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Охотники за искусством», посвященная советским коллекционерам, которые тайно и под угрозой конфискаций собирали шедевры. В экспозицию вошло более 70 работ русского и советского модернизма первой трети XX века, которые редко демонстрируются широкой публике. Несколько наиболее интересных экспонатов — в материале mos.ru.

«Встреча» Бориса Кустодиева

Б. Кустодиев. Встреча (Пасхальный день). 1917 год. Собрание А.Я. Абрамяна (ныне — в частном собрании)Б. Кустодиев. Встреча (Пасхальный день). 1917 год. Собрание А.Я. Абрамяна (ныне — в частном собрании)

Автора этой работы можно угадать, не глядя на музейную этикетку: стиль мастера портретной и жанровой живописи Бориса Кустодиева очень узнаваем. Расцвет творчества художника пришелся на предреволюционный период, однако и после 1917 года он продолжал изображать праздничную, яркую Россию, иногда разительно отличающуюся от реальности. «Встреча» входит в эту галерею образов: на уже не существующей в реальности основе Кустодиев создает поэтическую мечту, сказку о жизни в уездном городе, проникнутую праздничным настроением.

«Три фигуры в поле» Казимира Малевича

К. Малевич. Три фигуры в поле. 1928–1930 годы. Собрание В.А. Дудакова (ныне — в собрании В.А. Дудакова и М.К. Кашуро)К. Малевич. Три фигуры в поле. 1928–1930 годы. Собрание В.А. Дудакова (ныне — в собрании В.А. Дудакова и М.К. Кашуро)

На пути к супрематизму Малевич много экспериментировал, пробуя себя в разных направлениях — от импрессионизма, фовизма и сезаннизма до кубизма и реализма. В поздний период творчества Малевич был вынужден создать новые версии ранних работ, оставшихся за границей, куда художник ездил в 1927 году.

Так произошло и с работами так называемого крестьянского цикла. «Три фигуры в поле» — великолепный образец постсупрематического периода конца 1920-х — начала 1930-х годов. Малевич в примитивистском ключе представляет собственную интерпретацию темы крестьянства. Удаляющиеся за линию горизонта фигуры символизируют постепенно исчезающую крестьянскую жизнь.

«Трамвай» Александра Богомазова

А. Богомазов. Трамвай. 1914 год. Собрание В.А. Дудакова (ныне — в собрании В.А. Дудакова и М.К. Кашуро)А. Богомазов. Трамвай. 1914 год. Собрание В.А. Дудакова (ныне — в собрании В.А. Дудакова и М.К. Кашуро)

Александра Богомазова часто сравнивали с Пабло Пикассо. Созданные им городские пейзажи и жанровые сцены отличаются оригинальными пластическими решениями, в них ритм линий сочетается с объемами цветных плоскостей. Метод автора называют спектрализмом, а использование чистых красок схоже с подходом Казимира Малевича, с которым Богомазов учился в московской школе-студии Федора Рерберга.

При жизни работы Богомазова нечасто выставлялись. Он рано скончался, сохранением его наследия занималась вдова, художница Ванда Монастырская-Богомазова. Она продавала картины покойного мужа только в серьезные собрания. «Трамвай» купил коллекционер Валерий Дудаков в начале 1980-х за беспрецедентно высокую на тот момент сумму — девять тысяч рублей.

«Женский портрет» Константина Коровина

К. Коровин. Женский портрет (Портрет Н.Н. Вышеславцевой (?)). 1912 год. Собрание А.Я. Абрамяна (ныне — в частном собрании)К. Коровин. Женский портрет (Портрет Н.Н. Вышеславцевой (?)). 1912 год. Собрание А.Я. Абрамяна (ныне — в частном собрании)

На портрете предположительно изображена Наталья Вышеславцева, супруга Бориса Вышеславцева, русского философа и религиозного мыслителя, близкого к художественным кругам. Портрет Коровин написал, вероятно, в 1912 году на даче семьи Вышеславцевых в местечке Салтыковка (Курское направление Московской железной дороги), где неоднократно гостил.

Стилистику работ Коровина часто сравнивали со стилистикой французских импрессионистов. Однако на этом портрете автор отступает от такого колорита, используя темные коричневые тона в интерьере и фигуре, выразительно контрастирующие с холодными голубовато-зелеными оттенками пейзажа за окном.

Выставка продлится до 29 августа.

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации их произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-89-88, info@artvesti.ru

Добавить комментарий