В своей выставке «Венеция. На плаву» Татьяна Данильянц выстраивает литературное сверх-пространство, перекраивает связь между фотографией, словом, и локацией. В экспозиции представлено две серии работ: одна состоит из фотографий венецианских лодок, а вторая – из микс-медиа работ, посвященных конструированию венецианского дома для Сергея Параджанова. Обе серии фундаментально вдохновлены словом, текстом, поэзией. Изображение и фотография здесь служат логическим отражением поэтического слова — исследованием его территориальности.
Татьяна Данильянц пишет о «создании пространственно-эмоциональной среды» как одной из основных целей своего художественного проекта. Эта стратегия и целеполагание особенно четко прослеживаются в работах из серии «Венеция. На плаву», которая следует строгому правилу концентрации внимания зрителя на гондолах в каналах Венеции. Минимализм и аскетичность внимания, которых добивается художник, воспитывает и перестраивает сознание зрителя. Строгость поэтического взгляда создает медитативные пространства, связанные между собой темой движения, кочевничества, изучения мифологизированного ландшафта Венеции. Данильянц разрабатывает собственные мета-территориальные маршруты, основанные на авторской субъективной географии ее культурно-исторического опыта.
Одним из основных акцентов, которые расставила Татьяна Данильянц в своей речи на открытии выставки является выстраивание культурных связей между Арменией, Россией, и Италией как на уровне отдельного художественного проекта, так и на социальном, художественном, и лингвистическом уровне. Эта связь прочитывается даже в деталях, которые составляют большую часть материальности выставки: рядом с каждой фотографией напечатано название на русском, армянском, и итальянском языках.
Поэтический язык Данильянц минималистичен — ее тексты основаны на авторской экономии средств выражения. Этот же прием очевиден и в ее серии работ с лодками как центральным элементом композиции: как и слова, визуальные элементы немногочисленны, что заставляет зрителя переходить на более интимный уровень восприятия отдельных элементов работы, изучать взгляд автора, а не свою фантазию об объекте изображения.
Описывая свою художественную практику, Татьяна Данильянц пишет: “Меня интересует процессуальность в создании объекта искусства, когда само время становится участником проекта”. Кураторский выбор расположить эти две выставки о Венеции в соседних залах делают время многогранным и флюидным. Временная карта экспозиции усложняется переплетением мифов о Венеции, личной историей художника, памяти о Сергее Параджанове. В процессе переплетения этих временных логик, выставка в галерее Нико создает лабиринт, в котором время, память, и слово создают сложную гармонию, ключ к которой содержится в фильмах и текстах Татьяны Данильянц.
Надежда Чернова, искусствовед