Context. Diana Vishneva объявляет планы на 2024 год
XII сезон фестиваля будет посвящён исследованию связи танца и архитектуры
В программе: междисциплинарный проект с Левашовским хлебозаводом, копродукция с Нижегородским театром оперы и балета, премьера Ольги Лабовкиной, опен-колл и резиденция для молодых авторов и многое другое.
О теме сезона
Архитектура, как и хореография, выражает в художественных образах представления человека о пространстве и времени, о месте человека в этом мире. В сегодняшнем дне многие из нас с особым трепетом ищут опору, фундамент, поддержку. Context посвящает 2024 год союзу и поиску параллелей художественных смыслов танца и архитектуры.
«Составляя программу Context на 2024 год, мы постоянно анализировали, в каком направлении хотим двигаться дальше, каким мы видим этот новый, формирующийся здесь и сейчас, этап фестиваля. Это сложные вопросы, требующие времени. Поэтому сегодня Context — это ощущение другого движения, другого обновления. Во многом, осмысление новых себя и поиск нового для себя контекста.
В прошлом сезоне мы исследовали связи танца и музыки, благодаря чему сложились интересные творческие дуэты современных хореографов и композиторов, возникли и новые имена. Со всеми мы планируем в будущем продолжать работу.
В рамках главной темы года нам интересен поиск философских параллелей, ведь танец и архитектура во многом схожи. Как в танце важен пережитый телесный опыт, обычно невидимый для зрителя, так и для нас в архитектуре полезна та практика, что лежит за результатом, выраженным в той или иной статичной форме.
Задуманная еще в прошлом году тема архитектуры сегодня раскрывается для нас самих в вопросах: где наша точка опоры и какой линией нам двигаться дальше. И мы начинаем этот поиск», — Диана Вишнёва.
Главным выразительным средством архитектора являются пространственные отношения, запечатленные во времени. Главным инструментом хореографа является тело и его движения, которые представляют собой изменяющуюся в пространстве форму. Архитектура изображает физические и духовные силы, энергию, устремления, полёт мысли в пространстве и времени. В архитектурной композиции все её видимые части — стены, колонны, капители, своды — представляют собой не просто конструктивные, реально работающие детали, но их работа скрыта за внешними формами. В теле танцовщика и в художественной практике хореографа за внешней формой скрываются колоссальные усилия, которые остаются невидимыми, но именно этот пережитый уникальный телесный опыт обеспечивает современность и актуальность хореографии.
В одной из самых известных архитектурных теорий древнеримский ученый Витрувий говорит о «трёх законах» архитектуры: прочность, польза, красота. Соразмерность и соответствие этих законов можно без труда найти в хореографии. Более того, уподобление зданий формам и частям тела человека, — отвечает устройству многих архитектурных проектов, начиная с античности. Что если каждый новый хореографический проект фестиваля рассмотреть и реализовать через призму этих смыслов — его долгосрочности, его художественной и социальной пользы, его аутентичной красоты и эстетики?
Фестиваль Context выбирает символом своего вдохновения в новом году опыты великого постмодернистского автора Триши Браун — того самого отважного хореографа, которая впервые в истории отправила танцовщика импровизировать на отвесной стене нью-йоркского небоскреба. Не для того, чтобы поразить общественность цирковым трюком, а с целью художественной и научной — освоить новое пространство для танца. Триша Браун до конца своей карьеры изучала работу человеческого тела в экстремальных условиях, различные способы освоения пространства, методику сохранения равновесия, кинетические свойства движения тел в архитектурных объектах.
В новом году Context выходит за пределы театральных пространств, предлагая зрителям и авторам поменять угол наблюдения за танцем сегодняшнего дня и найти новые точки опоры современной хореографии через исследование архитектуры.
О ПРОГРАММЕ |
XII сезон Context. Diana Vishneva уже традиционно откроется двумя тематическими инициативами для профессионального сообщества: хореографам, архитекторам и сценографам предложат поучаствовать в совместной резиденции и создать постановку при поддержке продюсерской команды фестиваля, для опытных хореографов откроется опен-колл на реализацию своей идеи также с командой и танцовщиками Context.
Открывающим сезон зрительским мероприятием Context в 2024 году станет двухчастный проект в коллаборации с Левашовским хлебозаводом — сайт-специфик танцевальный перформанс и интерактивная инсталляция будут созданы командой из куратора, хореографа, архитекторов, композитора и танцовщиков. Связующим звеном для всех частей междисциплинарного проекта станет специально созданная архитектурная конструкция. Перформанс покажут в пространстве Левашовского хлебозавода в Санкт-Петербурге 28 и 30 марта, инсталляция будет доступна зрителям и после перформанса — до 11 апреля.
В июле Context готовит масштабную премьеру с Нижегородским Государственным академическим театром оперы и балета им. А. С. Пушкина.
«Освоение новых архитектурных пространств откликается и в нашей копродукции с культурным центром Пакгаузы в Нижнем Новгороде. Если раньше выезды в регионы были скорее поддержкой, то сегодня — это полноценное сотворчество. Региональные театры и площадки также рождают смыслы и теперь работать можно намного шире и объёмнее. Опыт фестиваля сейчас очень помогает в этом», — Диана Вишнёва.
На сцене «Пакгаузы на Стрелке» с панорамным видом на исторический центр города Context представит премьеру двух одноактных балетов по пьесам Максима Горького на труппу Нижегородского театра оперы и балета. В первом акте Павел Глухов ищет самодостаточный и полноценный хореографический язык для воплощения драмы пьесы «На дне», предлагая зрителю вовлечься в социальную игру и самостоятельно выстроить отношение к происходящему. Второй акт — балет-сказка «Девушка и смерть» Кирилла Радева погрузит в мир контрастов, где любовь и смерть становятся неразрывными частями единого сценического полотна, а современная интерпретация поэмы Горького перекликается с духом времени.
В новом сезоне зрителей также ждёт танцевальный спецпроект ко Дню архитектуры, премьера хореографического спектакля Ольги Лабовкиной «Длить и продлевать» — о времени в контексте человеческой жизни, коллаборации Context с институциями и брендами, близкими фестивалю по духу и тематике сезона, которые фестиваль будет анонсировать в течение года.
ОБ ИНИЦИАТИВАХ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ |
«В прошлом сезоне мы исследовали связи танца и музыки, благодаря чему сложились интересные творческие дуэты современных хореографов и композиторов, раскрылись и новые имена. Со всеми мы планируем в будущем продолжать работу.
В рамках темы этого года нам интересен поиск философских параллелей, ведь танец и архитектура во многом схожи. Как в танце важен пережитый телесный опыт, обычно невидимый для зрителя, так и для нас в архитектуре полезна та практика, что лежит за результатом, выраженным в той или иной статичной форме. Эта тема продолжится в наших неизменных инициативах для профессионального сообщества, вышедших из истории Конкурса молодых хореографов — опен-колле и резиденции.
Для меня важно, что миссия поддержки исследовательских экспериментальных форм, изначально заложенная в основах Context, живёт. Мы по-прежнему ищем новые имена. А непрерывающийся диалог с хореографами позволяет нам видеть срез современного танца сегодня», — Диана Вишнёва.
Опен-колл для хореографов на создание спектакля в рамках темы «Танец и архитектура» XII сезона Context. Diana Vishneva
Выбранный хореограф получит возможность реализовать свою художественную идею, в рамках темы года «Танец и архитектура» и представить работу зрителю в Санкт-Петербурге. Один автор может подать несколько заявок с разными проектами, в которых локация или художественная идея связана с архитектурой. Выбранному автору будет предложено сделать проект с труппой Context — профессиональными танцовщиками contemporary dance.
Приём заявок с 5 марта по 1 мая 2024.
Подробнее — на сайте contextfest.com.
Резиденция «Танец и архитектура» — поиск осязаемых форм диалога хореографии, архитектуры и сценографии
Резиденция пройдёт под руководством кураторов Context и при участии экспертов архитектурной школы «Марш». В этом году фестиваль предлагает молодым авторам взглянуть на танец и архитектуру — и не только в контексте глубины смыслов и философии, но и с точки зрения системы знаний, которые могут обогатить оба вида искусства.
Приём заявок в резиденцию — с 5 марта по 20 апреля 2024.
Подробнее — на сайте contextfest.com.
О БЛИЖАЙШИХ СОБЫТИЯХ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ |
28 и 30 марта 2024
Открытие сезона «Танец и архитектура»
Context. Diana Vishneva X Левашовский хлебозавод
Архитектура, как и хореография, выражает в художественных образах представления человека о пространстве и времени, о месте человека в этом мире. Context. Diana Vishneva посвящает свой XII сезон союзу и поиску параллелей художественных смыслов танца и архитектуры — фестиваль выходит за пределы театральных пространств, предлагая зрителям и авторам поменять угол наблюдения за танцем сегодняшнего дня и найти новые точки опоры современной хореографии через исследование архитектуры.
Коммуникации со смыслами — несущая вертикальная конструкция.
Проект — открытие сезона Context «Танец и архитектура» X Левашовский хлебозавод — состоит из двух частей: танцевальный перформанс и интерактивная инсталляция. Связующим звеном для двух частей проекта станет специально созданная для проекта архитектурная конструкция.
Исторические отсылки и субъективное восприятие авторов переплетаются между собой в четырёх медиа: хореография, предметное искусство, звук и видео. Соединяя танец и архитектуру, команда проекта идёт по пути инверсии — де-конструирует, разбирает архитектурное сооружение на смыслы, раздвигая время из настоящего в прошлое, создавая рисунок нового танца. Авторы проекта рассматривают Левашовский хлебозавод как объект, надёленный функцией символического, как срез культурного контекста, восприятие которого изменяется в исторической перспективе. Звуковое полотно, состоящее из текстов, шумов, голосов танцовщиков, расширит пространство смыслов, как во время танцевального перформанса, так и для посетителей выставки. Исчезновение танца физического, его цифровой след в пространстве инсталляции, станет метафорой исчезновения смыслов и функциональности архитектуры в одну эпоху и создание новых в современности.
Куратор перформанса: Дина Верютина
Хореограф: Ксения Бурмистрова
Авторы сценографии: Любовь Леонтьева, Валерия Руднева/ бюро ludi_architects
Композитор: Андрей Петрушенков
Исполнители: танцгруппа Context
Премьера: Левашовский хлебозавод, Санкт-Петербург
В рамках XII сезона Context. Diana Vishneva Левашовский хлебозавод и школа masters также представят образовательный проект с заслуженными лекторами Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых Иван Чечот, Андрей Шелютто, Светлана Адоньева и другие. В фокусе лекционного цикла: чувственное восприятие танца и рациональный взгляд на технику, взаимосвязь движения с окружающим пространством; время и событийность танца, индивидуальная рефлексия и хореография в контексте архитектурной парадигмы; художественные проекты, исследующие границы телесного.
Программу откроет лекция Павла Гершензона «Незнакомый балет. Субъективная история. Идеи, формы, герои», которая состоится 16 марта на площадке Левашовского хлебозавода — вход свободный. В Москве лекции цикла будут проходить в школе masters.
Перформанс будет показан 28 и 30 марта в Культурно-просветительском центре «Левашовский хлебозавод», билеты — по ссылке. Интерактивная инсталляция будет доступна посетителям хлебозавода в пространстве «Творческой котельной» с 31 марта по 11 апреля, вход свободный.
июль 2024
Два одноактных балета на тему произведений Максима Горького
Context. Diana Vishneva Х Нижегородский академический театр оперы и балета
Хореографы: Павел Глухов, Кирилл Радев
Автор сценографии и костюмов: Анастасия Нефёдова
Исполнители: танцовщики труппы и музыканты Нижегородского Государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина
Премьера: Пакгаузы на Стрелке, Нижний Новгород
I акт: На дне
Хореограф: Павел Глухов
Музыка: Николай Мясковский — Струнный квартет № 1
Для Павла Глухова важно сохранить все ключевые события произведения, прочувствовать атмосферу ночлежки, уловить причины сложных взаимоотношений героев и найти тот хореографический язык, который станет самодостаточным и полноценным средством воплощения драмы. Артисты в этой работе становятся частью зрителей, а зрители чувствуют себя внутри событий пьесы — зритель вовлекается в социальную игру, пытаясь определится со своей ролью в заданной модели общества.
II акт: Девушка и смерть
Хореограф: Кирилл Радев
Музыка: Франц Шуберт — Струнный квартет «Смерть и девушка»
Балет-сказка «Девушка и смерть» — это погружение в мир контрастов, где любовь и смерть становятся двумя неразрывными частями единого сценического полотна. Своего рода «борьба противоположностей» — одна из наиболее общих диалектических закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления. Балет Радева — это современная интерпретация поэмы Максима Горького, которая перекликается с духом времени.
Команда Context вместе с художницей Анастасией Нефёдовой без кардинальных изменений трансформируют внутренний и внешний вид сцены «Пакгаузы на Стрелке», предлагая зрителям мысленно разделить её на три уровня — зрительный зал, сцена, город — так «Пакгаузы» превращаются в телескоп с объективом, направленным на исторический центр Нижнего Новгорода. Используя все три уровня в спектакле, пространство действия расширяется и выходит далеко за пределы заданного периметра.
декабрь 2024
Хореографический спектакль «Длить и продлевать»
рассуждение о времени в контексте человеческой жизни
Хореограф: Ольга Лабовкина
Исполнители: профессиональные танцовщики 50+
В век манипулятивных технологий культ молодости всячески поддерживается и продвигается. Разве старость — это всегда дряхлость, вялость и апатия? В зрелости так много красоты и свободы! Это большая смелость — остановить игру наперегонки со временем, не притворяться, принимать каждую пору своего возраста. Это большая смелость — осознать свою конечность. Страх исчезновения — профессионального, а затем физического — преодолевается торжеством духа и волей к смыслу, красотой и многогранностью опыта и зрелости. В этой борьбе основное конфликтное поле спектакля.
***
Context. Diana Vishneva — это платформа поддержки и развития современной хореографии. Открывая новые имена, создавая новые работы от малой до крупной формы, Context продвигает современный танец, делает его актуальным и нужным. Основательница и художественный руководитель фестиваля — балерина Диана Вишнёва. Context был создан в 2013 году, как креативная лаборатория для молодых хореографов, а также смотр самых интересных и актуальных работ танцевальных компаний. Важным направлением работы Context является производство собственных проектов, ко-продукции с российскими театрами и танцевальными компаниями.
Генеральный партнёр Context. Diana Vishneva — глобальная энергетическая компания ПАО «Газпром». «Газпром» уделяет большое внимание социально значимым проектам в сфере образования, здравоохранения, спорта, культуры и искусства, реализует проекты, направленные на сохранение исторического наследия и расширение культурных связей, компания поддерживает проект Context c 2018 года.