В конце марта в Новом Манеже откроется выставка «География света. Живопись и графика Юрия Ларина». Выставка, приуроченная к 80-летию Юрия Николаевича Ларина (1936–2014), – дань памяти недавно ушедшему мастеру. В экспозицию войдет большое количество не экспонировавшихся ранее произведений художника.
Поскольку творческое развитие Ларина тесно связано с географией его путешествий, экспозиция выставки отражает её ключевые закономерности. Определив свою основную пластическую задачу в поисках особого наиболее гармоничного светового и цветового пространства, художник сознательно выделял наиболее значимые для него места. Он брал за точку отсчета неброские пейзажи Подмосковья, но стремился к колористической насыщенности и разнообразию, которые он обретает в ходе поездок на юг России, на Кавказ, в Прибалтику. К концу 1970-х годов складывается его концепция живописи «предельного состояния», предполагающая уход от непосредственно пленэрной работы над картиной и основанная на активном эмоционально-чувственном и внутренне сосредоточенном переживании натурного мотива. Квинтэссенцию почти мистического, по мнению самого художника, отношения Земли с Небом именно через освещение Ларин открыл для себя в литовском местечке Нида, ставшем для него своеобразной творческой Меккой.
Экспозиция выстроена так, что сначала посетитель знакомится с произведениями автора в разных техниках и жанрах в хронологической последовательности и с биографическим документальным фильмом о нем Алексея Рюмина. Далее зритель сможет проследить пластический путь от ранних до поздних подмосковных пейзажей через пережитый в Ниде пик живописных открытий, связанных с творческим катарсисом художника.
Отдельно будут сосредоточены работы, посвященные южным и кавказским поездкам Ларина, не только отражающие их принципиально иной колорит, основанный на органичном сочетании золотисто-охристых и лазурно-голубых оттенков, но и передающие особую динамику пространства, связанную с увлеченным «высотным» постижением реальности.
Таким образом, посетитель сможет проследить за творческой эволюцией художника: от натурного пейзажа-натюрморта-портрета до несколько умозрительного «пленэра» по памяти, отразившего авторскую концепцию «предельного состояния». Его обманчиво экспрессивные по отношению к рисунку, форме и пространству картины отличаются сложной внутренней метафизикой светлых по тону уплощенных решений, скрывающих напряженную глубину лирического чувства