«Золотой век ленинградского театрального плаката. 1950–1980-е» – Артвести
Menu

«Золотой век ленинградского театрального плаката. 1950–1980-е»

14 октября 2019 года в 16.00 в Невской куртине Петропавловской крепости открывается выставка «Золотой век ленинградского театрального плаката. 1950–1980-е».
Она представляет около 100 театральных плакатов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также эскизы декораций, подлинные театральные костюмы и макеты. Большинство экспонатов демонстрируется впервые.
История ленинградского театрального плаката делится на два ярких периода. Временем больших достижений были 1920-1930-е годы. В это время в области зрелищного плаката работали такие мастера, как братья В. А. и Г. А. Стенберги, Н. И. Альтман, Б. М. Кустодиев, А. М. Родченко и другие, сформировался оригинальный графический язык. Однако, в 1940-е – начале 1950-х годов культура живого театрального плаката была фактически утрачена как цельное явление. Возрождение этого жанра началось только в период «оттепели».
Второму периоду расцвета ленинградского театрального плаката в 1950-1980-х годах посвящена выставка в Петропавловской крепости.
В экспозиции представлены, созданные в эти годы плакаты спектаклей Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, Малого театра оперы и балета, Театра драмы им. А. С. Пушкина, Большого и Малого драматических театров, Театра комедии, Большого театра кукол, Театра им. Ленсовета, Театра юного зрителя и других театров. Они запомнились ленинградцам яркими художественными образами; выразительным, уникальным для каждого театра графическим стилем и стали неотъемлемой частью визуальной городской культуры.
В области театральной плакатной графики работали многие талантливые художники. Среди них были как профессиональные плакатисты, так и «люди театра» — сценографы, художники–постановщики, которые сами создавали афиши спектаклей.
У нескольких поколений ленинградцев само понятие «театральный плакат» было связано с именем Николая Павловича Акимова. Режиссер, сценограф, художник, многолетний руководитель Театра комедии не только создавал плакаты к своим постановкам, но повлиял на изменение восприятия этого вида графики в театральной среде. Отдельный раздел выставки представляет работы Н. П. Акимова 1950-1960-х годов к спектаклям Театра комедии: «Обыкновенное чудо» (1956) «Деревья умирают стоя» (1957), «Милый обманщик» (1961-1963), «Дон Жуан» (1963), «Свадьба Кречинского» (1966), «Двенадцатая ночь» (1967); и постановкам Театра им. Ленсовета: «Тени» (1953) и «Дело» (1954).
Представлены плакаты к спектаклям Большого театра кукол, выполненные художниками-постановщиками В. А. Ховралевым и Д. В. Афанасьевым.
Плодотворно работали для театра в эти годы многие профессиональные художники. Емкими, выразительными образами выделяются на выставке работы мастеров плаката М. А. Гордона к опере-феерии «Маяковский начинается» (1983, Малый театр оперы и балета), балету «Гамлет» (1974, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова) и В. К. Кундышева для спектаклей Театра имени Ленинского комсомола.
Сотрудничал с театрами и замечательный живописец З. П. Аршакуни. На выставке демонстрируются плакаты, выполненные им к балету «Гаяне» (1972, Малый театр оперы и балета) и к спектаклю «Кошка, гулявшая сама по себе» (1978, Театр юного зрителя). Также здесь можно увидеть плакат известного ленинградского книжного графика А. Г. Траугота к оперетте «Мистер Икс» (1956, Театр музыкальной комедии).
Изысканная графическая манера отличает работы художника О. А. Биантовской, созданные для балета «Золушка» (1976, Малый театра оперы и балета) и для «Гусарской баллады» (1979, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова).
На выставке представлен целый комплекс произведений талантливого театрального художника И. А. Иванова. В 1970-1980-е годы он был главным художником сначала Театра комедии, затем Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Работал для Театра им. В. Ф. Комиссаржевской.
Среди экспонатов есть работа известного художника-нонконформиста О. Н. Целкова к постановке «Порги и Бесс» (1972, Малый театр оперы и балета).
Обширная галерея плакатов, выставленная в Петропавловской крепости, позволяет проследить основные художественно-стилистические тенденции в развитии театральной плакатной графики 1950-1980-х годов: от условных форм и минимализма до постмодернизма.

Leave a Reply