Писать картину и писать икону в чем разница? Требует ли написание иконы какого то особого состояния? Какие тенденции сейчас существуют в мире иконописи?
Тенденции, которые сейчас существуют в мире иконописи – большой и серьезный вопрос, требующий отдельного, очень обстоятельного разговора. Сегодня мы видим с одной стороны возвращение интереса к древней иконе, а с другой – неизмеримо велика опасность того, что иконописная традиция будет воспринята поверхностно, лишь в повторении внешних форм, без углубления в содержание образа, без понимания огромного богатства и разнообразия его изобразительного языка. Наверное, главное, что должно быть в иконе двадцать первого века – понимание того, что она должна быть обращена к людям, икона должна приводить человека к Богу. Первостепенная задача иконописи – не украшение дома или храма, а преображение души человека.
Если говорить об отличиях иконы и картины, то, наверное, в первую очередь нужно сказать о том, что задача картины – изобразить материальную сторону мира, а задача иконы – показать реальность мира духовного. Для иконописи характерна определенная условность изображения, икона являет события вне пространственных и временных рамок. Так, на иконах Рождества Иоанна Предтечи можно увидеть пророка одновременно в двух образах, – в виде младенца на руках у матери – праведной Елисаветы, и в виде мужчины зрелых лет, указывающего на изображаемое событие. В иконе цвет – не средство колористического построения, как в картине, цвет в иконописи несет символическую нагрузку. Красный цвет, к примеру, может подчеркивать мысль о пролитой за Христа крови изображаемого на иконе мученика; или указывать на земную, тварную природу человека.
Иконописание – это духовное делание, своего рода молитва, и единственно верным состоянием иконописца во время работы будет уподобление смирению мытаря из евангельской притчи. Как священник добавлю, что все иные настроения, чувства, ощущения небезопасны и ведут к состоянию прелести.
Расскажите о себе?
Меня зовут Александр, мне 53 года. Педагог, священнослужитель, богослов, иконописец, художник. Родом с шукшинских мест – это предгорье Алтая. Живу и работаю в Санкт-Петербурге. Участник нескольких городских, региональных, международных иконописных выставок и проектов.
Как давно вы занимаетесь иконописью? Как пришли к этому?
Знакомство с иконописью началось у меня с книги “Русский музей” из дедовской библиотеки, и с репродукции иконы Ангел Златые Власы. Мне тогда, наверное, было лет 12 или 13, и тогда же я сделал попытку написать гуашью копию с этого произведения. Конечно, нельзя назвать иконами мои первые пробы и опыты в духовной живописи…
В какой иконописной традиции вы работаете?
Мне близка византийская и балканская традиции церковного искусства, хотя иногда пишу и в стилистике древнерусской или академической иконы. Здесь многое зависит от вкусов и пожеланий заказчика, а зачастую и сам храм диктует то направление, в котором нужно работать.
Кто был вашим учителем, повлиял на формирование вашего стиля, вдохновлял?
Моими учителями в иконописи были и будут старые мастера иконы, фрески и миниатюры, – те художники, которые оставили нам свои работы и свое понимание красоты в храмах Сербии, Болгарии, Афона, Греции, России… Среди современных иконописцев, тех, кто повлиял на мое творчество, стоит упомянуть архимандрита Зинона и отца Андрея Давыдова. Этим людям принадлежит большая роль в деле возрождения не только иконописи, но и техники энкаустики.
А вот вдохновитель … это человек, живший более сотни лет назад – мой прапрадед, известный петербургский ювелир, Дмитрий Ипполитович Синюхин. Наверное, это включаются гены, – мне интересно в своих работах соединять иконопись и ювелирное искусство. К примеру, в иконе святителя Николая, которая принимала участие в выставке #ЭнкаустикаСегодня, были использованы турмалины, изумруд, рубин, шпинель, кордиериты, аметист, и многие другие драгоценные и полудрагоценные камни.
Как начинается работа над образом?
Начало работы над образом начинается с общения с заказчиками, посещения того места, где предполагается размещение и нахождение иконы. Потом начинается этап поиска древних образцов, рисование эскизов, нахождение цветового решения работы.
Почему вы выбрали технику энкаустика для иконописи?
Технику энкаустики я выбрал, во-первых, из любопытства… хотелось попробовать то, чем не занимался раньше. А во-вторых, уж если я занимаюсь церковной живописью, то меня занимали вопросы долговечности и сохранности работ. Восковую эмульсию я готовлю сам, используя как основу рецепт уже упомянутого мною о. Зинона, а отбеленный воск и пигменты приобретаю в специализированных магазинах или заказываю через интернет.
Было ли для вас значимым участие в Первой международной онлайн выставке-конкурсе #ЭнкаустикаСегодня? Что можете сказать о будущем энкаустики?
С уверенностью могу сказать – энкаустика имеет будущее. Ко мне часто обращаются люди с вопросами об иконописи, о методах и приемах, связанных с восковой живописью. Ясно, что людям это интересно, и этот интерес растет. И очень замечательно, что была проведена Международная онлайн выставка #ЭнкаустикаСегодня, участие в которой была для меня значимым событием – еще бы, я занял в этом конкурсе первое место. Особенно приятно, что радостную новость я получил накануне своего дня рождения. Организаторы подобных выставок делают большое и нужное дело – способствуют развитию древнего и прекрасного искусства энкаустики.