Нынешняя пандемия неожиданно явилась катализатором процесса, запущенного задолго до ее начала, а именно – использования интернета в качестве среды для прямой аудиовизуальной коммуникации между людьми. Понятно, что к началу пандемии все инструменты для этого были уже созданы и повсеместно использовались – Zoom, Skype, WhatsApp и т. д. Но именно в условиях изоляции они для большинства людей стали единственно возможным средством общения, обучения и занятости. В пользование этими ресурсами вовлеклись даже ярые противники дигитальной революции и компьютероненавистники. Можно сказать, что человечество заранее подготовилось к жизни в период физической разобщенности, как будто знало о его приближении.

Galina Bleikh & Elena Serebryakova. Пейнтбол

Но на фоне неслыханного увеличения количества самых разнообразных пользователей коллективное бессознательное начало генерировать страх и ужас по поводу вторжения всевидящей и всепроникающей «цифры» в личную жизнь. Эта истерия принимает самые разнообразные формы – от леденящей душу идеи «всеобщей чипизации с помощью вакцины от вируса согласно коварному плану Билла Гейтса» – до панической боязни быть «видимым» и «узнанным» всегда и везде, вплоть до собственной спальни, причем, с неизбежностью распознавания твоего настроения и чтения твоих мыслей. Появился и термин, красноречиво описывающий ситуацию: «цифровой концлагерь».

Обсуждение соответствующих тем затопило интернет, причем, в этот дискурс на полном серьезе вовлечены все: так называемые «простые люди», политики, правозащитники, ученые. Искусственный интеллект, еще не успев как следует вылупиться из яйца, уже нажил себе целую армию врагов во всем мире.

А что же искусство? Как оно реагирует на вызов, брошенный нам дигитальной революцией? Мы видим, что и здесь уже наблюдается целый спектр взаимоотношений художника с ИИ – от арт-проектов, основанных на эффектах и возможностях искусственного интеллекта, до громкой аукционной продажи картины, созданной «рукой» искусственного художника.

Интересно отметить, что свои художественные творения ИИ создает на основе анализа уже существующих произведений искусства, отнесенных им к категории «искусство». Если оперировать терминами, относящимися к человеческому сознанию, эти произведения являются своего рода «рефлексией» дигитального интеллекта на культуру, созданную людьми. Вычленяя характерные черты, присущие картине как таковой, и несколько причудливо соединяя их в новую картину, ИИ всегда следует уже созданной до него модели, то есть оказывается как бы позади живой, обращенной в будущее мысли художника. В этом плане «творчество» ИИ пока можно определить как ретро-ориентированное.

Именно живая мысль художника, его интуитивный и в то же время аналитический подход может изменить картину взаимоотношения человека с ИИ. Искусство, работающее в поле сознания, способно создать настройки для их конструктивного, позитивного взаимодействия на принципах партнерства и «взаимопонимания». Апеллируя одновременно и к чувственной, и к рациональной сфере сознания, художники уже сегодня выстраивают пространство диалога и создают условия для проживания личного опыта осуществления такого партнерства. Таким образом, искусство может стать инструментом преодоления кризиса взамоотношений ИИ и общества.

Мы уверены в том, что объективный вектор развития цивилизации настроен на дальнейшее взаимослияние человека и технологий, на волнующее воображение расширение границ и возможностей homo sapience. Человечество занялось автоэволюцией, развивая и увеличивая свой потенциал собственными силами, не полагаясь больше на природу. Это позволяет нам говорить о «Восьмом дне Творения», когда само творение творит себя заново.

Безусловно, современное искусство прочно поселилось в виртуальной реальности. Возьмем, например, фотографию, видео, анимацию, трехмерные эффекты, чат-арт, блог-арт, Инстаграм и т. д. Все это расширяет территорию искусства. И на этой новой территории можно посадить сад, а можно и утонуть в болоте. Как всегда, выбор за нами.

Что такое HNN Art

Мы, художники Галина Блейх и Елена Серебрякова, создали новое направление современного искусства – Hybrid Neural Network Art (HNN Art). Мы определяем HNN Art как направление Science Art, которое занимается созданием искусства, основанного на гибридном взаимодействии биологических и искусственно созданных нейросетей. HNN Art позволяет осознать этот симбиоз как целый мир, а не фрагментарный набор функций.

Galina Bleikh & Elena Serebryakova. Из проекта “Reincarnation Zero”. Virtual Reality, KZ-gallery

Мы – пионеры в исследовании собственной совместной творческой деятельности с привлечением машинного ресурса, которую мы рассматриваем как процесс, описываемый с помощью понятия гибридной нейросети (HNN). Мы создали условия, соответствующие режиму работы гибридной нейросети (HNN), состоящей из наших собственных бионейронов и искусственных компьютерных нодов. Инпут составляют заложенные нами в систему параметры и компьютерный сетевой контент, аутпут – модель, соответстствующая языку современного искусства.

Термин «гибрид» понимается нами как творческая система, состоящая из нескольких интегрированных подсистем, каждая из которых может иметь различные языки представления и методы вывода. Подсистемы объединяются друг с другом семантически и по взаимодействию между собой.

Гибридная творческая система позволяет нам как художникам достичь синергетической комбинации нейронных и символьных моделей. Таким образом реализуется возможность выхода за пределы индивидуальной ограниченности и собственного «я».

Наши бионейроны в творческом процессе являются нодами нейросети, отвечающими за определение направления векторных связей, циркулирующих внутри HNN. Эти векторные связи являются теми целями и задачами, которые мы формулируем в нашей творческой работе.
Искусственные компьютерные ноды поставляют в нейросеть и обрабатывают сетевой рэди-мейд контент, существующий в виде изображений, трехмерных моделей, шаблонов, временной частоты, коммуникативных кодов, семантических значений, знаков и символов, цветовых схем, гипертекста, актуальных референсов, медийного и блогового «мусора».

Дюшан писал: «Не имеет значения, кто создал произведение: некий господин N или кто-то другой…концепция и отбор – вот критерии…»

Дюшан вставил в контекст искусства писсуар, а мы – готовую трехмерную компьютерную куклу Мики из программы Poser. И это является для нас своеобразным виртуальным рэди-мейдом. При этом, в отличие от писсуара, в котором «содержимое» не задерживается, наша кукла наполнена смыслами, ресурсами, возможностями. Трехмерное моделирование позволяет создавать образы, обладающие типологическими характеристиками, но лишенные субъективных состояний.

Однако при этом в созданном нами образе отсутствует отстраненность унифицированной виртуальной куклы, – он теплый и обаятельный. Отсутствие в нем индивидуальных черт неожиданным образом не противоречит проявлению человеческого одушевленного начала.

Наш метод дает возможность получения результата, в формировании которого участвует скрытая часть нейросети, являющаяся самообучающейся системой. Благодаря этому гибридная нейросеть (HNN) дает непрогнозируемый результат, что является принципом творческой деятельности вообще.

Иногда мы сидим в Скайпе целую ночь, а под утро обнаруживаем, что новое произведение уже готово. Родилось в сети…

Сегодня наше невесомое сознание пустилось странствовать по другим мирам, а наше усталое тело из плоти и крови осталось дома. В новых пространствах мы постепенно обрели и новое тело – легкое и гладкое, с милыми эмоциями, нарисованными на его поверхности. Но вот настал момент, когда мы спросили себя – а где же мы сами? Откуда мы? Оглянулись – и ничего не увидел.

Galina Bleikh & Elena Serebryakova. Из проекта «В поисках утраченного тела»

Миссия нашего арт-проекта заключается в том, чтобы моделировать и готовить сознание к прорыву виртуальной реальности в наш мир, осуществляемому постэкранными технологиями.
Есть еще один аспект. Нам интересно показать, как понятие «сеть», соответствующее эпохе интернета, начинает соответствовать всем сферам нашей жизни. Современная архитектура пользуется трехмерной сеткой для создания макро-геометрии. Мы сталкиваемся с сетевой торговлей, с сетевым вещанием, сетевой рекламой и т. д. Наши работы также являются проекциями трехмерной геометрии, в основе которой лежит mesh, то есть трехмерная сетка. Сеть – образ надличностного сознания, которое лежит за пределами индивидуального. В основе трехмерной модели – тоже сетка.

«Симулякроцентричный» мир

Одним из важнейших вызовов для современной цивилизации является ответ на вопрос, куда ведет нас научно-технический прогресс. Революционные прорывы в информационных и биотехнологиях впервые ставят перед нами задачи, с которыми человечеству еще никогда не приходилось иметь дела. Эта неопределенность неизбежно вызывает у людей ощущение растерянности, страха перед «расчеловечиванием» и надвигающейся катастрофы. В состоянии ли человек понять мир, который сам же и создал?

Сегодня человечество переживает кризис антропоцентризма. Мы выдвигаем смелое предположение, что центральной фигурой будущего будет являться не человек, а симулякр (термин Бодрияра), а культура станет симулякроцентричной.

Искусственный интеллект все больше и больше научится «взламывать» людей, превосходить их в умениях и навыках, которые до сих пор считались исключительно человеческими. Он также обладает уникальными способностями, отсутствующими у человека.

Мы НЕ ставим своей целью продемонстрировать технические возможности ИИ. Мы НЕ включаемся в погоню за его стремительно развивающимися возможностями и эффектами.
Наш художественно-научный проект «Cимулякроцентричный мир» выстраивает новый, соответствующий меняющемуся миру тип коммуникации между симулякром, в нашем случае трехмерной куклой Мики, и человеком. Мы создаем условия для приобретения опыта взаимопонимания, сонастройки с чем-то или с кем-то другим, кто не является тобой и не похож на тебя.

Galina Bleikh & Elena Serebryakova. Из проекта “Touch”

Как создатели Hybrid Neural Network Art занимаемся вопросами адаптации к динамическим изменениям мира.

Таким образом мы вносим свой вклад в то, чтобы войти в будущее на принципах его принятия и преодоления страха перед лицом искусственной реальности.

Мы верим, что человечеству по силам преодолеть трудности, если люди научатся принимать созданную ими же новую реальность.

Хотелось бы рассказать про известный опыт, поставленный проф. Х. Эршоном, – испытуемому человеку накрывают одеялом тело, при этом он видит, как находящемуся рядом с ним манекену поглаживают руку. Через некоторое время собственная рука испытуемого начинает подергиваться, чувствовать прикосновения. На этой идее основано обучение инвалидов ощущать протезы рук и ног как осязаемые части собственного тела. То есть, речь идет о переносе сознания в объект.

Мы в своем арт-проекте, собственно говоря, этим и занимаемся. Трехмерная модель – всего лишь пустой сосуд, в который можно «налить» любое содержание. Например, перенести свое сознание в пластиковую куклу и таким образом выйти из собственных ограничений и обусловленностей, объединиться с искусственной реальностью в единое целое. Это то, на что нас способно спровоцировать искусство, имеющее дело с образами.

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий