В среду, 9 сентября, Art Basel & UBS выпустили отчет по рынку искусства, последние шесть месяцев находившегося в изоляции и одновременно — в поиске новых направлений развития. Отметим, что «полугодовая» версия отчета публикуется аналитическим отделом ярмарки впервые, чему есть три основных причины. Первая, наиболее очевидная, — рынок вступает в новый осенний сезон и коллекционерам нужны цифры, подтверждающие адаптацию галерей к новым условиям продаж. Две других причины более маркетинговые и, если угодно, персонифицированные: на фоне отмены декабрьской Art Basel Miami Beach крупнейшей ярмарке современного искусства необходимо показать неугасаемую активность (которая, к слову, никуда не исчезала, учитывая как смену владельца, так и регулярные онлайн-вебинары с топ-менеджерами). К тому же публикация последнего годового отчета Art Basel & UBS в марте 2020 года совпала с началом пандемии, и многие фигуранты рынка посчитали аналитику прошедшего года бесполезной (с чем не согласился AI, выжав из цифр 2019 максимум — о чем можно прочесть здесь и здесь). Словом, у составителя отчета Клэр Макэндрю был персональный повод не дожидаться окончания 2020 года и как можно скорее выпустить в ответ критикам что-нибудь свежее. Что в итоге и было сделано.

Основные итоги отчета с комментариями AI

• В опросе приняли участие 960 галерей из 60 стран — представляющие либо современное искусство, либо искусство XX века, либо оба сегмента. Уровни оборотов галерей также различались: от тех, чей годовой объем продаж составляет менее $250 тыс. до топ-галерей с объемом свыше $10 млн.

• 93 % галерей-респондентов с конца января по 1 июля 2020 года закрывали свои стационарные пространства в среднем на 10 недель.

• За первые шесть месяцев 2020 года (с января по июнь включительно) объем продаж галерей в среднем упал на 36 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом медианное значение падения (т.е. если не учитывать показатели топ-галерей, у которых все почти хорошо. — AI.) составляет 43 %, что более похоже на правду. Наибольшее сокращение объемов продаж испытали небольшие галереи с оборотом менее $500 тыс.

• Большинство галерей ожидает, что объем продаж в 2020 году продолжит снижаться, и только 21 % ожидают роста рынка во второй половине года. Не станет отправной точкой восстановления рынка и следующий сезон: рост продаж в 2021 году начнется по мнению менее половины респондентов (45 %).

• Доля онлайн-продаж среди общего объема продаж искусства за первые 6 месяцев 2020 года выросла более чем в три раза: с 10 % в первом полугодии — 2019 до 37 % в полугодии нынешнем. Что интересно, топ-галереи, год назад имевшие самую низкую долю интернет-сделок с искусством среди остальных галерей, сегодня показали самый высокий рост онлайн-продаж (с 7 % до 38 %).

• Из всех онлайн-транзакций, которые провели галереи, 26 % приходилось на новых покупателей, с которыми у галереи до того не было личных контактов. Больше всего новых онлайн-покупателей (35 %) прибавилось у небольших галерей (с годовым оборотом менее $250 тыс.).

• Отмена арт-ярмарок радикально сократила галерейные продажи через это канал: в первой половине 2020 года (на успевших пройти в физическом варианте и через виртуальные кабинеты ярмарок) галереи осуществили всего 16 % продаж в денежном выражении — по сравнению с 46 % в первом полугодии — 2019. При этом большинство галерей (91 %) считают, что возобновившиеся с осени арт-ярмарки не улучшат это соотношение до конца 2020 года. Треть респондентов прогнозируют активизацию продаж своего искусства на ярмарках в 2021 году.

• Расходы на участие в арт-ярмарках, ранее составлявшие наибольшую долю затрат галереи (в среднем 29 % в 2019 году — выше, чем на заработную плату или аренду), в первой половине 2020 года сократились почти вдвое, а расходы на коммерческие поездки персонала — более чем на треть. Многим галереям это позволило компенсировать отсутствие продаж, в то время как прочие расходы остались примерно на уровне «докарантинного» 2019 года.

• Главными приоритетами галерей в 2019 году были арт-ярмарки и расширение клиентской базы, в первую очередь — за счет географического охвата (опять же, через ярмарки. — AI.). За первое полугодие — 2020 приоритеты заметно сместились в сторону увеличения онлайн-продаж, сокращения расходов и поддержания отношений с существующими клиентами.

• В 2021 году галереи планируют сократить количество арт-ярмарок, на которых они планируют участвовать, в среднем до трех (по сравнению с четырьмя ярмарками в 2019 году).

• В среднем на начало 2020 года в галереях-респондентах работало пятеро сотрудников. Треть галерей с наступлением карантина вынуждены были сократить штат, причем наибольшее сокращение персонала — 38 % — произошло в галереях с объемом продаж искусства от $250 тыс. до $500 тыс. Те, кто вынужден был сокращать штат (а это далеко не все), потеряли в среднем четырех сотрудников — при этом около половины уволенных работали полный рабочий день.

• Пандемия должна была отвлечь многих коллекционеров уровня HNWI (с личным капиталом свыше $2 млн — AI.) от пополнения своих собраний. Тем не менее опрос неожиданно показал, что 92 % из 360 опрошенных UBS коллекционеров — клиентов банка, в первые шесть месяцев года приобрели хотя бы один предмет искусства.

• Большинство (56 %) коллекционеров уровня HNWI потратили в 2020 году на искусство более $100 тыс., а 16 % совершили арт-покупки на общую суммы свыше $1 млн.

• 75 % опрошенных HNWI-коллекционеров приобрели искусство через галерею (а не только у художников напрямую или на аукционных торгах. — AI.), а 41 % сосредоточились на галереях, с которыми ранее имелся опыт успешных сделок. Лишь 14 % опрошенных коллекционеров активно искали и в итоге совершили покупки через новые и/или молодые галереи.

• Покупки через виртуальные кабинеты арт-ярмарок и торговые онлайн-платформы совершили чуть более трети опрошенных коллекционеров. 32 % из них обратились к художнику и/или галерее напрямую через Instagram.

• Распределение коллекционеров-респондентов по возрасту оказалось следующим:

— «Молчаливое поколение» (родившиеся с 1925 по 1942) — 2 %,

— «Бумеры» (родившиеся с 1943 по 1960) — 10 %,

— «Поколение X» (родившиеся с 1961 по 1978) — 35 %,

— «Миллениалы» (родившиеся с 1979 по 2004) — 48 %,

— «Поколение Z» (родившиеся после 2005) — 5 %.

• Большинство (81 %) опрошенных HNWI-коллекционеров считают указание цены при покупке искусства через Интернет важным или необходимым элементом продажи (до 2020 года большинство онлайн-галерей предпочитало ограничиться кнопкой «уточнить цену у продавца». Сегодня коллекционеры на нее просто перестали нажимать. — AI.).

• Несмотря на продолжающиеся ограничения на поездки и проведение полноценных мероприятий, большинство коллекционеров (82 %) по-прежнему активно планирует посещать выставки, музеи и арт-ярмарки в следующие 12 месяцев. 57 % респондентов рассчитывают посетить эти мероприятия как в пределах своей страны, так и за рубежом.

• 59 % опрошенных HNWI-коллекционеров считают, что пандемия увеличила их интерес к приобретению искусства, в том числе 31 % заявили, что это произошло в значительной степени.

Технологии, которыми галереи пользовались в первом полугодии — 2020:

— производство онлайн-контента — 72 %,

— активность в социальных сетях — 69 %,

— виртуальные кабинеты на арт-ярмарках — 67 %,

— платформы, объединяющие вместе несколько галерей и/или ассоциаций, — 57 %,

— электронная почта — 52 %,

— онлайн-галерея — 51 %,

— онлайн-выставка с навигацией по залам (VR, виртуальная реальность) — 37 %,

— 3D-визуализация работ в мобильном приложении (AR, дополненная реальность) — 21 %.

Дополнительные возможности, которыми галереи пользовались в первом полугодии — 2020:

— государственные субсидии — 52 %,

— программы поддержки доходов — 47 %,

— приостановка или снижение арендной платы — 37 %,

— налоговые послабления — 29 %,

— погашаемые государственные займы — 27 %,

— кредиты частных банков — 14 %,

— персональные и частные кредиты — 10 %,

— приостановление или снижение тарифов коммунальных предприятий — 11 %,

— фонды государственных закупок — 8 %,

— кредиты и/или помощь от других организаций — 1 %.

Комментарий AI: «Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал» — хочется начать строчкой Булгакова. Но нет: без арт-ярмарок галереи лишились основного канала продаж, а стоило им массово уйти в онлайн-сегмент, как они ощутили серьезнейшую конкуренцию со стороны Гагосяна и Ко. А галереи, работающие с искусством нижнего ценового сегмента, неожиданно столкнулись с желанием коллекционеров найти молодых художников самостоятельно — через сайт автора или его Instagram. Шутка ли: в опросе самого Art Basel & UBS приняло участие всего 920 галерей из обычного количества в 1300 — остальные респонденты либо не ответили, занятые напряженной работой, либо просто закрылись (всего составители отчета рассылают порядка 7,5 тыс. опросных листов).

Частичной заменой арт-ярмаркам (помимо их виртуальных аналогов, «сделавших» всего 16 % кассы вместо традиционных 40–50 % последних лет) стали технологические решения, где на первое место вышла красивая визуализация и интуитивная навигация. Про облегчение продаж за счет ускорения работы никто особо не думал: в карантине время тянулось, наоборот, медленно. А вот первое подтверждение многочисленным гипотезам насчет желания коллекционера увидеть на сайте цены взамен предложения пообщаться с галеристом, впервые нашло официальное подтверждение на уровне отчета, а не интервью многочисленных арт-аналитиков. Добавим к этом факту получение галереями различных государственных грантов и субсидий — требующих прозрачной отчетности, которой те ранее тщательно избегали, — и мы имеем первые шаги к той экосистеме рынка искусства, которая сможет не только отпугнуть неискушенного коллекционера и инвестора, но и наконец привлечь их более массово.

Главное теперь — не испортить погоду активизацией рынка. Вот только, видя решимость галерей на полную возобновить ярмарочный сезон — 2021, в это верится с трудом.

От artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий