AI анализирует изменения, которые произошли на рынке искусства за 6 месяцев карантина

В течение последнего месяца AI суммировал основные изменения и наработки, с которыми арт-рынок подошел к оставшимся трем месяцам 2020 года. После материалов о музеях, арт-ярмарках, галереях и дилерах, аукционных домах и коллекционерах мы предлагаем заключительную статью серии «Уроки первого полугодия». Она посвящена художникам, направлениям искусства и рыночным тенденциям, которые появились, либо стали актуальными в ответ на вызов коронавируса.

• Переосмысление дистанцирования

Социальные ограничения заставили художников по-новому взглянуть на свое творчество. Многие использовали карантин, чтобы освоить радикально новые виды и техники — так, скульптор Уго Рондиноне создал серию живописных работ, практик «подвешенного искусства» Сэм Джиллиам нашел себя в акварели, а Оксана Мась стала рисовать вымоченной в краске свиной печенью. Переход к онлайн-общению сделал популярным перформанс: Анника Риа из Бруклина теперь стала обливаться краской в режиме видеоконференций Zoom, черты перформанса обрели видеоинтервью художников из собственных мастерских. Пандемия также актуализировала отдельные направления и сюжеты: ввиду парадоксальности происходящего художники переосмыслили сюрреализм (серия фотографий Томми Фанга), показали потребность людей друг в друге (телесный контакт в работах), отразили тему эскапизма (метафизические образы «лучшего мира»). Ряд художников встретили пандемию атакой в лоб — так, американка Кэтрин Бернхардт изобразила традиционного персонажа своих работ, розовую пантеру, в окружении молекул коронавируса. Сентябрьская онлайн-версия Art Basel под названием OVR:2020 не только показала весь спектр творческих поисков последнего полугодия, но и подтвердила их востребованность продажами.

• «Открытие» мастерских

Как мы помним, карантин ограничил полноценное общение галерей и коллекционеров на открытиях выставок и через приватное консультирование. Инструментом, позволившим удержать внимание постоянных (и новых) клиентов, стало сближение покупателя с художником — посредством создания виртуальных мастерских. Психологический ход сработал: виртуальные мультимедиа-туры в режиме 360° по «святая святых» авторов, приоткрытым перед коллекционером, удержали их интерес и позитивно отразились на количестве приобретений. Добавим сюда и несколько неочевидных маркетинговых ходов: так, Рашид Джонсон, ведомый Hauser & Wirth, по настоянию галереи создал бесплатные фоновые обои для пользователей видеоконференции Zoom, а также регулярно делился любимыми мелодиями для занятий спортом и кулинарными рецептами.

• Смена галерей

В кризисные периоды современные художники, связанные контрактами с той или иной галереей, либо меняют место прописки, либо вовсе его теряют. Другими словами, либо они сами переходят из галереи в галерею, либо галерея разрывает с ними контракт в одностороннем порядке (последнее — в случае если их не успели вывести в статус «звезды» до кризиса и нет гарантии, что они его переживут. Неиспользованный бюджет обычно тратится на молодых художников, готовых на значительно меньший процент с продаж). Массовое закрытие галерейных пространств удачно (для галерей среднего звена) попало под определение форс-мажора: до 30 % ныне живущих авторов получило контракт на руки с пожеланием счастливого пути. На этом фоне несколько художников совершили любопытные и невозможные ранее переходы: так, молодой ганец из Вены Амоако Боафо, решив «перепрыгнуть» сразу несколько карьерных ступеней (уровней галерей), провел переговоры с Gagosian и PACE, а сама PACE — отпустила живописца Адама Пендлтона к дилеру Давиду Кордански. Всего же, по сообщениям СМИ, с марта 2020 года на галерейных уровнях выше среднего произошло более 70 переходов художников между продавцами.

• Участие в Facebook-аукционах

Феномен Facebook-групп по продаже искусства (по сути являющихся аукционами с фиксированной ценой, работающими по принципу «кто первым сделал предложение — того и лот») получил развитие именно в странах СНГ: предшественники из Великобритании и Австралии, созданные еще в марте 2020 года, успеха на местных рынках не сыскали. В то же время в России («Шар и Крест» и др.), на Украине («Сiль и Соль»), в Казахстане («Восточный базар») механизм быстрой продажи искусства по доступной покупателю цене стал отличной возможностью для художников поддержать материальное положение на остановившемся рынке. Интерес покупателей (как коллекционеров со стажем, так и случайных свидетелей интернет-активности в соцсетях, включившихся в азартную игру) подогревался небольшим по объему, но регулярным появлением на Facebook-аукционах работ признанных художников рядом с произведениями молодых авторов. Одним из позитивных результатов деятельности этого механизма стал интерес покупателей к самим художникам — с последующим обращением к ним напрямую и приобретением работ по «докарантинным» ценам.

• Переход к цифровому искусству

Справедливости ради — этот тренд наметился еще до начала пандемии, однако с введением карантина приобрел новое значение. Как мы отмечали в статье о галереях и дилерах, ограничения на международную транспортировку заставили продавцов и покупателей по-новому взглянуть на цифровое искусство — за доставку которого отвечал лишь Интернет, за хранение — сервер, а за экспонирование (повышение капитализации) в карантин — виртуальные площадки. Однако это затронуло не только художников, изначально создающих свои работы цифровыми инструментами, — многие авторы (в том числе с подачи галерей) стали переводить свои физические работы в цифру, создавая виртуальные аналоги произведений в материале. Как правило, речь шла о лимитированных сериях. Первопроходцем, указавшим путь за месяц до начала пандемии, стал KAWS, запустивший мобильную платформу Acute Art. На сегодняшний день приобрести или арендовать на ней можно цифровое искусство и других признанных художников — от Олафура Элиассона до Джеффа Кунса и Аниша Капура. Но мы с вами все равно остановимся на Христо и Жанне-Клод, верно?

• Объединение искусства и дизайна

В 2020 году новыми красками (каламбур!) заиграло взаимодействие художников и производителей предметов интерьерного дизайна и одежды. Основная причина активизации для обеих сторон — расширение аудитории, которую по материальным и транспортным причинам сузила пандемия. В числе интересных коллабораций последних месяцев — перенесение принтов Жана-Мишеля Баския на обувь от Vovobarefoot, модернистский светильник от AllRightsReserved и живописца Эдди Мартинеса, союз Porsche и скульптора Дэниела Аршэма, а также «упаковка» коллекционных мишек Medicom в «брызги» Джексона Поллока. Естественно, в случае ушедших художников все перечисленное было создано с приобретением прав у наследников.

• «Искусство на заказ»

Бизнес-инициатива Art On Demand (с англ. — искусство на заказ) стала актуальной в последние пять лет благодаря объединению риелторов, дизайнеров интерьеров и художников. Последние создавали предметы искусства, которыми наполнялись строящиеся и готовые интерьеры. Часто по желанию заказчика художественные работы (в особенности скульптуры) меняли цветовую гамму и размер: для этого художники освоили 3D-редакторы, в которых монохромные работы подвергались коррекции и утверждению будущим владельцем перед созданием в материале. В 2020 году такая практика несколько изменилась: чтобы не создавать предметы искусства «в стол», тратя деньги на материалы и хранение, скульпторы предложили покупателям выбрать объект на основе 3D-макета (в том числе увидеть, как он смотрится в готовом пространстве посредством дополненной реальности), а затем оплатить его будущее производство. В помощь творческим единицам пришли такие платформы, как Cappasity и V-ART.

• Новые механизмы продвижения

На фоне возросшего интереса коллекционеров, находящихся взаперти, к поиску незнакомых имен через Интернет, художники активизировали свое онлайн-присутствие в Сети — приведя в порядок сайты, социальные сети, создав виртуальные портфолио и прочие материалы, необходимые во все времена. Понимая, что в одиночку им сложнее попасть в поле зрения исследователей далеких рынков, художники стали объединяться в сообщества, создавая региональные платформы: так, в частности, поступили в Польше, странах Балтии и Балканском регионе. Глядя на это, свою поддержку предложили кураторы и арт-менеджеры — в виде онлайн-резиденций (совмещении образовательных программ по самопродвижению, портфолио-ревью, виртуальных выставок и — не без этого — продаж). Проекты, подобные Art Catch (Нидерланды / РФ), Quarantine Residency (Турция / Украина) и Kovet.Art (Великобритания), — это представители совершенно новой маркетинговой  формации, которые при правильном подходе могут серьезно изменить баланс сил на частном рынке искусства.

Томми ФАНГ (Гонконг). Без названия. 2020
Источник: fluxmagazine.com

https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201013_6months_artists.html

От artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий