Живопись-музыка-хореография – и это все Дягилев, судьба которого тесно соприкасалась с потрясающими людьми его времени

Галеристка Марианна Гушелик рассказывает о своих впечатлениях от выставки в Шереметевском дворце (филиал Санкт-Петербургского государственном музее театрального и музыкального искусства) «В круге Дягилевом. Пересечение судеб» и почему она считает ее уникальной.

– На самом деле те, кто уже писал о выставке, в один голос утверждали, что ее куратор директор Петербургского театрального музея Наталья Метелица «совершила по нынешним временем настоящий подвиг». Ведь она сумела собрать экспозицию из 26 отечественных и зарубежных музеев. Вы согласны с этим утверждением?

Марианна Гушелик.: Да, это, безусловно, событие. И название, как никакое другое, отражает суть выставки, если учесть, что из некоего средоточия, схождения судеб в одной точке и амбиций одного человека родилось удивительное явление под названием Дягилевские сезоны. Ведь что по сути сделал Дягилев? Он добился самого настоящего синергетического эффекта, собрав воедино пластическое искусство, музыку и живопись. И получилась объемная триада живого искусства. То есть Дягилев каким-то своим чутьем сумел ухватить этот неуловимый синтетизм искусств – и все сразу заиграло другими красками, все. И балет, и музыка, и живопись.

Государственный музей театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге
Государственный музей театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге
Экспозиция музея. Фото Василия Иванова
Экспозиция музея. Фото Василия Иванова
На переднем плане: Тамара Карсавина. Худ. А.Эберлинг, 1910-е, СПбГМТиМИ
На переднем плане: Тамара Карсавина. Худ. А.Эберлинг, 1910-е, СПбГМТиМИ
Ида Рубинштейн. Худ. С.Соломко, 1909. Коллекция М.Камидиана, Париж.Фото Василия Иванова
Ида Рубинштейн. Худ. С.Соломко, 1909. Коллекция М.Камидиана, Париж.Фото Василия Иванова

– Вы считаете, что именно в этом его новаторство?

М.Г.: Да, конечно. А от выставки сложилось впечатление, что она композиционно очень грамотно построена. Не побоюсь сказать: она помогает философски осмыслить события того времени и системно взглянуть на процессы, происходящие тогда.

– Поясните, что значит – системный подход? Системный подход в чем – в экспозиции или в осмыслении дягилевского окружения?

М.Г.: Имею в виду горизонтальные и вертикальные связи между всеми участниками Сезонов, хотя любой процесс всегда неоднозначен, в нем всегда есть начало, «набор высоты» и неизбежный финал, конец. У Дягилева было все в жизни: метания, взлеты, моменты принятия решений. И здесь, на выставке, всматриваясь в портреты, документы, письма, слушая музыку, мы как бы увидели не музейные мертвые экспонаты, а реальных людей, которые в то далекое время дали миру столь необычный невидимый синергетический эффект. Мы услышали, как они неистово спорили, как описывали друг другу свои чувства. Мы как будто посмотрели захватывающий сериал, в котором много сюжетных линий, но они все связаны между собой – и все это жутко интересно. В любом случае высвечивается некое средоточие нужных людей в одном месте. Вот один факт. Александр Бенуа и Дмитрий Философов окончили одну гимназию – Карла Мая в Санкт-Петербурге. Ее же окончил через три года и Николай Рерих. И именно эти люди участвовали в создании «Мира искусства». Уже тогда они были авангардистами. А у Дягилева его собственные амбиции «работали» в нужном ключе. О нем многие высказывались весьма нелицеприятно, считали его выскочкой, у него был сложный характер, но какое сейчас это имеет значение! Благодаря Дягилеву мы выкатились на авансцену европейского искусства.

– Да, конечно. Ведь вот ищешь информацию о человеке, а там сухим языком вся биография умещается в три строчки. Кто такой Сергей Дягилев? «Русский театральный и художественный деятель, один из основателей группы «Мир Искусства»… и дальше в том же духе. А ведь в его окружении действительно одни «звезды». Александр Бенуа только чего стоит! Он же с 1903 года редактировал «Мир искусства вместе с Дягилевым. И какие художники участвовали в издании! Репин, Сомов, Поленов, Васнецовы, Нестеров, Серов, Левитан, Коровин, Бакст, Лансере…

Сергей Дягилев. Худ.М.Джордж Мишель. Коллекция CHANEL, Париж Фото Василия Иванова
Сергей Дягилев. Худ.М.Джордж Мишель. Коллекция CHANEL, Париж Фото Василия Иванова
Афиша Выставки русских и финляндских художников. Худ.К.Сомов, 1898, ГРМ. Фото Василия Иванова
Афиша Выставки русских и финляндских художников. Худ.К.Сомов, 1898, ГРМ. Фото Василия Иванова
Вацлав Нижинский. Худ.В.Серов, 1910-е, СПбГТМиМИ. Фото Василия Иванова
Вацлав Нижинский. Худ.В.Серов, 1910-е, СПбГТМиМИ. Фото Василия Иванова
Читать статью полностью и подписаться на автора https://zen.yandex.ru/media/id/600a74cebc6d635a64f74283/jivopismuzykahoreografiia–i-eto-vse-diagilev-sudba-kotorogo-tesno-soprikasalas-s-potriasaiuscimi-liudmi-ego-vremeni-60210a2a5fadcc22a92ace03

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий