спецпроект ностальгического характера, развитие с нуля и повод для праздника

Текст: Галина Мумрикова

Даже не верится, что этот частный музей открылся пять лет назад. Кажется, что это было вчера. Идея создания музея принадлежит Борису Минцу, и для ее осуществления он пригласил британское архитектурное бюро John McAslan + Partners. Так, из сырьевого склада на территории кондитерской фабрики «Большевик» появилось новое культурное пространство. Официально же музей открылся для посетителей 28 мая 2016 года.

Арнольд Лаховский. Деревня на берегу Волги. 1910-е, Холст, масло. Альбион галерея. Москва
Арнольд Лаховский. Деревня на берегу Волги. 1910-е, Холст, масло. Альбион галерея. Москва

Свою миссию новый музей обозначил сразу – популяризация русского искусства и возвращение утраченных или мало известных публике русских живописцев. И своей миссии коллектив институции был и остается верен, заслужив уважение международного сообщества и став членом ICOM (Международный совет музеев). А основу музейной коллекции составляет частное собрание Бориса Минца, чье предпочтение сосредоточено на произведениях выдающихся русских художников, в том числе Валентина Серова, Петра Кончаловского, Константина Коровина, Игоря Грабаря, Бориса Кустодиева.

Александр Богомазов. Портрет Ванды. 1907-1908. Холст, масло. Частное собрание. Москва
Александр Богомазов. Портрет Ванды. 1907-1908. Холст, масло. Частное собрание. Москва
Борис Шаляпин. Женский портрет (Мария Шаляпина-Карпилевская). 1935. Бумага, акварель, пастель
Борис Шаляпин. Женский портрет (Мария Шаляпина-Карпилевская). 1935. Бумага, акварель, пастель
Борис Шаляпин. Монастырь. Эскиз к опере Антона Рубинштейна "Демон. Неосуществленная постановка. Париж. 1930-1934. Холст, масло.
Борис Шаляпин. Монастырь. Эскиз к опере Антона Рубинштейна “Демон. Неосуществленная постановка. Париж. 1930-1934. Холст, масло.
Давид Бурлюк. Цветок бананового дерева. 1921. Холст, масло. Частное собрание. Москва
Давид Бурлюк. Цветок бананового дерева. 1921. Холст, масло. Частное собрание. Москва
Давид Бурлюк. Японская деревня. 1921-1922. Холст, масло. Частное собрание. Москва
Давид Бурлюк. Японская деревня. 1921-1922. Холст, масло. Частное собрание. Москва

На сегодня Музей русского импрессионизма – известное любителям живописи пространство. За пять лет здесь было организовано 14 выставок, за каждой из которых стояла огромная невидимая постороннему глазу работа искусствоведов и кураторов музея. Кто-то скажет: за пять лет всего 14 выставок – это ж мало. Однако здесь никогда не гнались за количеством и потому каждая выставка превращалась в научное исследование, у каждой был свой неповторимый дизайн, своя атмосфера. Помню, как на выставке «Жены», в экспозицию которой вошли портреты возлюбленных великих русских художников, за кураторами щлейфом ходили посетители и слушали, затаив дыхание, истории каждого полотна. А на вернисаже «Элизий» Валерия Кошлякова он сам рассказывал обо всех своих проектах, а также о том, как тщательно готовилась выставка и как продумывалась каждая деталь.

Вот тщательность подготовки я бы назвала главным достоинством Музея русского импрессионизма. А еще – возвращение забытых имен. Так, незаслуженно забытым оказалось имя Елены Киселевой, любимой ученицы Репина, творчество которой было украшением отечественного искусство XX века вместе с именами Анны Остроумовой-Лебедевой и Зинаиды Серебряковой. А музей вернул ее нам.

Евгений Кибрик. Портрет жены художника, писателя Веры Кетлинской. Вторая половина 1920-х. Холст, масло.
Евгений Кибрик. Портрет жены художника, писателя Веры Кетлинской. Вторая половина 1920-х. Холст, масло.
Елена Киселева. Портрет Любови Бродской. 1916. Холст, масло
Елена Киселева. Портрет Любови Бродской. 1916. Холст, масло
Игорь Грабарь. Дорожка в усадьбе. 1904. Холст, масло. Собрание Михаила Суслова. Москва.
Игорь Грабарь. Дорожка в усадьбе. 1904. Холст, масло. Собрание Михаила Суслова. Москва.
Илья Машков. Чеховский пляж в Гурзуфе. 1925. Холст, масло. Собрание Юрия Носова. Москва
Илья Машков. Чеховский пляж в Гурзуфе. 1925. Холст, масло. Собрание Юрия Носова. Москва
Михаил Шемякин. Портрет жены с сыном на коленях. Холст, масло. Частное собрание. Москва
Михаил Шемякин. Портрет жены с сыном на коленях. Холст, масло. Частное собрание. Москва
Михаил Мещерин. 1906. Картон, масло. Частное собрание. Москва.
Михаил Мещерин. 1906. Картон, масло. Частное собрание. Москва.
Николай Фешин. Дома в Нью-Йорке. 1924. Холст на доске, масло. Частное собрание. Москва
Николай Фешин. Дома в Нью-Йорке. 1924. Холст на доске, масло. Частное собрание. Москва

Этот юбилейный спецпроект сами сотрудники музея воспринимают как ностальгический. В предисловии к нему Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма, в частности, отметила: «…Снова с нами картины Арнольда Лаховского (с них начиналась наша работа), Михаила Шемякина (не нашего современника, а совсем другого художника), разделенных историческими передрягами друзей Николая Фешина и Павла Бенькова. Не знаю, при каких других обстоятельствах могли бы встретиться в одном зале лирик Николай Мещерин и горлан Давид Бурлюк…».

Кстати, на выставке «Михаил Шемякин. Совсем другой художник» было представлено более пятидесяти работ этого прекрасного художника-импрессиониста из российских и зарубежных музеев, а также частных коллекций, причем многие работы экспонировались первый раз.

Павел Беньков. Бухара. Минарет. 1931. Холст, масло. Частное собрание. Москва
Павел Беньков. Бухара. Минарет. 1931. Холст, масло. Частное собрание. Москва
Сергей Виноградов. Женщина в русском национальном костюме. Конец 1920-1930-х. Холст, масло. Частное собрание. Москва
Сергей Виноградов. Женщина в русском национальном костюме. Конец 1920-1930-х. Холст, масло. Частное собрание. Москва
Сергей Виноградов. Летний день. Крым. 1917. Холст, масло. Частное собрание. Москва
Сергей Виноградов. Летний день. Крым. 1917. Холст, масло. Частное собрание. Москва
Юрий Анненков. Портрет Георгия Иванова. 1921. Бумага, тушь, акварель
Юрий Анненков. Портрет Георгия Иванова. 1921. Бумага, тушь, акварель

Вообще на спецпроекте собрали не только картины, которые были на тех или иных выставках, но и поместили цитаты-воспоминания кураторов, проводивших дни и часы в архивах и библиотеках, чтобы выстроить образ художника. Так, куратор выставки «Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь» Ольга Юркина вспоминает: «Чем больше я узнавала, тем больше начинала воспринимать Виноградова как хорошо и давно знакомого человека, который мне не безразличен. В конце концов мой герой настолько проник в мои мысли, что приснился мне».

Вспоминает куратор просветительского отдела Елена Шарова: «Картины Елены Киселевой для меня – символы новой жизни и чудесных перемен к лучшему…И первые мои проекты на выставке Елены Киселевой показали, что мы с музеем нужны друг другу. Он дал мне свободу, поменял мои взгляды на искусство и даже жизнь, помог поверить в себя и стать счастливее».

Да мы все, вне всякого сомнения, стали счастливее, что на карте Москвы есть такой музей, которому через две недели официально исполнится 5 лет. Как говорится, лет до ста расти нам без старости…

#музеи#изобразительное искусство#музей русского импрессионизма

читать больше статей автора

https://zen.yandex.ru/id/600a74cebc6d635a64f74283

 

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий