стоимость и цена искусства старых мастеров

Портал «Мир искусств» открывает цикл статей искусствоведа Международного института антиквариата Алины Булгаковой о ценовой политике мировых аукционов, торгующих произведениями изобразительного искусства старых мастеров, и факторах коммерческой успешности картин из Большого собрания изящных искусств ASG. Часть первая посвящена влиянию бэкграунда художника на судьбу его творений.

Как часто, глядя на картину в музее, мы задаёмся вопросами: «Что на ней изображено?», «Кто её автор?», «Нравится ли мне она?». А далее возникают более циничные, но не менее любопытные мысли: «Сколько она может стоить?». Говорить о цене музейных экспонатов довольно сложно и неэтично, особенно научным сотрудникам. А вот ценовая политика аукционов, на которых эти произведения искусства продаются, тема интересная, сложная и многокомпонентная.

Аукционисты всего мира, не важно, какое искусство они продают (первобытное, средневековое, барочное или современное), назначают за него определенную цену. Из чего они исходят? После осмотра состояния произведения, его атрибуции, составления провенанса и каталогизации группа экспертов аукционных домов устанавливает на их взгляд минимальную стоимость данного предмета, а затем прогнозирует возможную сумму, за которую он будет продан. Иногда аукционистам удается угадать итоговую стоимость, иногда она превосходит их ожидания, а порой и не оправдывает. Зачастую первоклассные произведения признанных мастеров уходят по цене, гораздо ниже предполагаемой. Так почему это происходит?

В нашей статье мы выделим пять основных факторов, влияющих на формирование стоимости, спрос и успех продаж того или иного произведения искусства, проходящего лотом на аукционе:

I. значимость (место) художника в истории искусства (обстоятельства биографии, эпоха, критика и т.д.);
II. спрос у коллекционеров на определенные темы и стили;
III. симпатии и антипатии в сфере искусства;
IV. благополучный провенанс («чистая репутация») произведения;
V. конъюнктура рынка, включающая экономические, культурные, политические, психологические и эмоциональные элементы.

Художник и его окружение

В нашем представлении образ художника как представителя богемы овеян романтической притягательной аурой. Помимо достоверных данных (установленных историками на основе документальных источников) биографии знаменитых художников со временем обрастают мифами и легендами, и чем занимательнее, скандальнее, порочнее (алкоголизм, тюремные сроки, безумие, эксцентричность поведения и внешнего облика) и даже трагичнее они будут, тем с большим успехом произведения этих мастеров будут продаваться на аукционах. Другими словами – картины живописцев со сложной и драматичной судьбой в финансовом и эмоциональном плане ценятся у коллекционеров значительно выше. Художники-творцы, наделенные редким даром, должны иметь какие-либо отклонения от нормы, вести себя и выглядеть так, чтобы быть замеченными. Их беспорядочный, а подчас и маргинальный образ жизни – знак избранности и напоминание о том, что их искусство уникально, а значит и финансово ценно.

Чаще всего художники оказывались в тюрьмах по трем причинам: долги, оппозиция действующей власти и непристойное поведение. Нельзя говорить о том, что тюремный срок живописца непременно повысит стоимость его картин, однако он придаст ему орел героической смелости, жертвенности или, напротив, скандальности, что поможет привлечь покупателей.

Безумие – спутник многих талантливых живописцев. Если верить психиатрам, то творческие способности идут рука об руку с психическим отклонением. Замкнутость художника, его обособленный образ жизни, постоянные самокопания и самоанализ приводят к продолжительным депрессиям, странностям поведения и ограждению от внешнего мира. Многие мастера сознательно отказывались от лечения, боясь выздоровления, а вместе с ним и утраты дара, ведь часто во время галлюцинаций художникам являлись их будущие гениальные творения. Любопытно, что, если во время торгов всплывает информация, о том, что художник на момент создания продаваемой картины страдал от психического заболевания, то она резко подскакивает в цене, поскольку приступ безумия мог способствовать созданию выдающегося произведения искусства. И напротив, аукционисты редко упоминают о физических недугах или старости, так как это отпугивает покупателей: «Что, если проблемы со здоровьем или старческая немощь повлияли на качество исполнения работы?». Лучше продаются полотна, написанные художниками в расцвете сил.

Результатом безумия часто становится самоубийство художника. Доведённый до отчаяния сомнениями в собственных силах, одиночеством или психическими припадками он часто лишает себя жизни. Подобная смерть овеяна трагизмом и положительно влияет на динамику продаж работ живописца. Кроме того, безвременная смерть ограничивает количество произведений художника на рынке, тем самым делая их более ценными и эксклюзивными. Яркий пример – Франческо Бассано, покончивший жизнь самоубийством, выбросившись из окна вскоре после смерти отца в 1592 году. Склонность к ипохондрии художник унаследовал от матери. Он тонко чувствовал красоту и глубоко переживал происходящее с ним, что выделяет его композиции среди работ других представителей рода. Младшего Бассано сегодня называют самым талантливым художником династии. Вероятно, на его одаренность повлиял недуг, но, несомненно, драматический конец жизни этого живописца и малое число его картин делают Франческо чрезвычайно привлекательным мастером на арт-рынке.

Как лидера продаж искусства XX века можно назвать Винсента Ван Гога, с его лечением в психиатрических клиниках, отрезанным ухом, галлюцинациями и выстрелом в себя, подорвавшего здоровье алкоголем и умершего в возрасте 35 лет Амедео Модильяни и его покончившую с собой жену, а также прикованную к постели в результате аварии Фриду Кало. В топ-число старых мастеров входят бунтарь Караваджо, слепнущий Шарден, вечные антиподы – успешный Рубенс и не признанный современниками Рембрандт. Безусловно, искусство этих художников ценится, в первую очередь, за талант, мастерство и высочайший уровень исполнения произведений. Однако очень многих покупателей куда больше волнует и стимулирует к покупке не тот факт, что Караваджо был основателем нового стиля в живописи (караваджизм), а то, что в 1606 году его обвинили в убийстве. Так же и с Рубенсом – только искусствоведов и глубоких ценителей искусства занимают события 1608 года, когда Рубенс возвращается из Италии во Фландрию, где провозглашает начало новой эры, в которой отныне господствует неукротимый дух барокко. Увлекательнее данные о покупке роскошного дома в Антверпене и расходах живописца на его убранство. К ним присоединится и изящный Питер Кодде. Мало кто вспомнит полное название одного из лучших его произведений – «Тощей компании» – «Офицеры компании амстердамской арбалетной гражданской гвардии под командованием капитана Рейнера Реала и лейтенанта Корнелиуса Микаэля Блау». Но многие с удовольствием обсудят то, что художник был уличен в измене жене, арестован, после чего приобрел дом за 5000 флоринов в Кайзерграхте и завещал его своей экономке.

Кодде515
Питер Кодде, круг
Галантная сцена, 1638 г.
Дерево, масло. 40,5×50,5 см
27 октября 2010 г., Лондон, аукцион Bonhams London, лот 41
£ 3,360
2224
Питер Кодде, круг
Галантная сцена
Голландия, XVII в.
Дерево (дуб), масло. 51,5×65 см
БСИИ ASG, инв. №04-2224


Портрет516
Питер Кодде
Семейный портрет
Дерево (дуб), масло. 75×122 см
9 июля 2015 г., Лондон, аукцион Sotheby’s, лот 117
£ 245,000 (эстимейт £ 60,000-80,000)
Данную работу атрибутировал известный историк искусств и научный консультант Sotheby’s Фред Мейер, интервью
с которым вы можете прочитать в Вестнике Международного института антиквариата «Мир искусств» №4 (16) 2016.

читать статью полностью здесь

 

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий