История искусства предстанет как единый процесс, ход которого подчинен определенным закономерностям, но каждый из этапов обладает неповторимым своеобразием. На примере ключевых памятников и творчества великих мастеров будут разъяснены основные понятия истории искусства: культурно-историческая эпоха, стиль, направление, художественная школа, индивидуальная манера мастера; показано влияние контекста эпохи, ее политического и социального климата, ее религиозно-философских представлений и эстетических предпочтений на формальный и образный строй произведений искусства.
Предлагаемый лекционный цикл уникален, так как его программа составлена с учетом проблематики учебных курсов, читаемых на отделении истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Лекторы – преподаватели кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ, ведущие отечественные специалисты в различных областях искусствознания.
Третья часть курса, «Европейское искусство Нового времени», знакомит с основными эпохами и художественными направлениями в истории классического искусства XVII-XIX вв. и особенностями развития главных национальных художественных школ и творчеством крупнейших мастеров Италии, Испании, Голландии и Фландрии, Франции, Англии, Германии.

Курс лекций «Всеобщая история искусств», разработанный Объединением «Манеж» совместно с кафедрой всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, знакомит слушателей с основными периодами в развитии архитектуры и изобразительного искусства с древности до середины ХIХ века, от появления художественного творчества до рождения современного взгляда на мир и истоков актуальных художественных практик.

Расписание:
— 16 апреля 2018 года – лекция «Архитектура и скульптура итальянского барокко» (Е.А. Ефимова)
Особенности европейской культуры XVII в. Корни барочного мировоззрения и ключевые формально-стилистические особенности искусства барокко. Палитра художественных методов в европейском искусстве XVII в. (классицизм, натурализм). Истоки итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини-архитектора и скульптора как воплощение стиля барокко. Творчество Ф. Борромини. Итальянская барочная архитектура и градостроительство в XVIII вв. (Рим, Венеция, Турин, Неаполь).
— 23 апреля 2018 года – лекция «Живопись итальянского барокко» (Е.А. Ефимова)
Итальянская живопись на рубеже XVI–XVII вв. Творчество братьев Карраччи. Революционная новизна искусства Караваджо. Караваджизм в европейской живописи. Болонский академизм. Основные школы итальянской живописи XVIII в. Дж. Б. Тьеполо и монументальная живопись позднего барокко. Дж. Б. Пиранези.
— 7 мая 2018 года – лекция «Барокко во Фландрии и Испании» (Е.А. Ефимова)
Специфика политического и культурного развития Фландрии. Творчество Питера Пауля Рубенса как воплощение стиля барокко в живописи. Антонис ван Дейк и развитие европейского парадного портрета. Якоб Йорданс и специфика интерпретации классических сюжетов во фламандской живописи. Особенности фламандского натюрморта (Ф. Снейдерс) и жанровой картины (А. Браувер). Ключевые особенности испанской культуры XVII в. и основополагающие черты испанского искусства (экспрессия, натурализм). Искусство Эль Греко как первого значительного испанского живописца. Творчество Хусепе Риберы и Франсиско де Сурбарана и их связь с духовной жизнью эпохи. Творчество Диего Веласкеса и его живописное мастерство как кульминация «золотого века» испанского искусства. Новая трактовка исторической картины, эволюция отношения к античной теме, концепция портрета в творчестве Веласкеса.
— 14 мая 2018 года – лекция «Барокко в Голландии» (Е.А. Ефимова)
Особенности политического и религиозного развития Северных Нидерландов в XVII в. Сложение развитой системы жанров в голландской живописи. Голландский натюрморт, его развитие в XVII в., основные типы, жанровые особенности и мастера (П. Клас, В. Хеда, В. Калф). Голландский национальный пейзаж и его развитие в XVII в. (Я. Ван Гойен, Я. Ван Рёйсдал, М. Хоббема). Жанровая живопись в Голландии: основные школы (Делфт, Харлем, Лейден), темы и мастера. Творчество Яна Вермеера как вершина голландской жанровой живописи. Творчество Франса Халса и эволюция голландского корпоративного портрета. Творческая судьба Рембрандта Харменса ван Рейна. Острая характерность его портретов, особенности трактовки библейских и классических сюжетов в его творчестве. Офорты Рембрандта.
— 21 мая 2018 года – лекция «Французское искусство 17 века» (Е.А. Ефимова)
Ключевые черты французской культуры Нового времени. Французское искусство как отражение рационалистической философии и политической системы зрелого абсолютизма. Стилевые особенности французской архитектуры XVII в.: черты барокко и тяготение к классицизму (Ф. Мансар, Ж. Лемерсье, Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, К. Перро). Ансамбль замка Во-ле-Виконт. Ансамбль Версаля и его значение для европейской архитектуры и садово-паркового искусства Нового времени. Различные тенденции во французском изобразительном искусстве XVII в. (Ж. Калло, братья Ленэн, Жорж де ла Тур). Творчество Никола Пуссена как вершина классицистического метода. Пейзажи К. Лоррена.
— 28 мая 2018 года – лекция «Английское искусство 18 века» (М.В. Соколова)
Специфика развития английской национальной художественной школы. Творчество У. Хогарта, Дж. Рёйнолдса, Т. Гейнсборо. Феномен палладианства в английской архитектуре от И. Джонса до лорда Бёрлингтона. Творчество К. Рена как национальная модификация барокко в Англии и неоклассицизм XVIII в. Творчество Р. Адама. Английский пейзажный парк.
— 4 июня 2018 года – лекция «Французское искусство 18 века» (Е.А. Ефимова)
Культура рококо и ее воплощение в различных видах искусства. Творчество А. Ватто, Ф. Буше, Ж.-О. Фрагонара. Влияние идей Просвещения на искусство Франции. Творчество Ж.-Б.-С. Шардена. Французская скульптура XVIII в. (Ж.-Б. Пигаль, Ж.А. Гудон, Э.М. Фальконе). Неоклассицизм во французской архитектуре (Ж.-А. Габриэль, Ж.-Ж. Суффло, Э.-Л. Булле, К.-Н. Леду) и живописи (Г. Робер, Ж.-Л. Давид). Великая французская революция и творчество Ж.-Л. Давида. Искусство около 1800 г. Ж.-О.-Д. Энгр.
— 7 июня 2018 года – лекция «Европейское искусство романтизма» (М.В. Соколова)
Архитектура первой половины XIX в. в Германии и Франции. Романтизм: ключевые особенности мировоззрения, основные проблемы и темы искусства. Творчество Ф. Гойи. Творчество У. Тёрнера и Дж. Констэбла и их роль в развитии европейского пейзажа. Романтизм в немецкой литературе и искусстве (К.Д. Фридрих, назарейцы). Специфика романтизма во французской живописи (Т. Жерико, Э. Делакруа). Европейская скульптура первой половины XIX в. (Дж. Флаксман, А. Канова, Б. Торвальдсен).
— 11 июня 2018 года – лекция «Реализм в искусстве Франции 19 века» (М.В. Соколова)
Содержание термина «реализм», его расширительное (художественный метод) и узкое (период в истории искусства XIX в.) истолкование. Творчество О. Домье, Г. Курбе и Ж. Милле. Развитие пейзажа в искусстве Франции XIX в. (К. Коро, «барбизонская школа»). Импрессионизм как финальная точка реалистических исканий французской живописи. Творчество Э. Мане. Живописная система и техника импрессионистов, основные темы в их творчестве. Творчество К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, К. Писсарро.
— 14 июня 2018 года – лекция «Европейское искусство конца 19 века» (М.В. Соколова)
Эволюция импрессионизма. Неоимпрессионизм (дивизионизм, пуантилизм) в творчестве Ж. Сёра и П. Синьяка. Постимпрессионизм как качественно новый этап в европейской живописи. Художественная система П. Сезанна. Творчество Винсента ван Гога и П. Гогена. Символизм в европейском искусстве. Реформаторская роль О. Родена и А. Майоля в развитии европейской скульптуры.

Елена Анатольевна Ефимова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств МГУ
В 1987 году окончила отделение теории и истории искусства исторического факультета МГУ. С 1995 по 2003 годы принимала активное участие в различных проектах научных исследований, организованных Домом наук о человеке (Maison des Sciences de l’Homme) в Париже и Центром изучения Ренессанса (Сentre des Etudes superieures de la Renaissance) в Туре (Франция). Свою педагогическую деятельность начала в 1990 году на кафедре культурологии Московского энергетического института, затем с 1992 по 2000 год преподавала историю искусства на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета. В 1997 году защитила кандидатскую диссертацию, посвященную архитектурной теории Филибера Делорма. С 2000 года преподает на кафедре всеобщей истории искусств, читает курсы, посвященные искусству Северного Возрождения, искусству эпохи Барокко и классицизма в Италии, Испании и Франции, а также пропедевтические дисциплины.

Мария Васильевна Соколова, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусств МГУ
В 1992 году окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ, в 1995 году – аспирантуру кафедры всеобщей истории искусства, защитив диссертацию на тему «Художественная жизнь Рима первой половины XIX века». На факультете работает с 1996 г., читает курс по европейскому искусству XIX века, многочисленные авторские курсы, посвященные искусству Англии Нового времени, а также пропедевтические дисциплины.
16 апреля — 14 июня 2018 (19:00 – 20:30)

Гостиный двор, Ильинка, д. 4, ауд. 271

Стоимость абонемента на курс– 4500 рублей, на разовую лекцию – 500 рублей, льготный – 300. Билеты можно приобрести в кассе Гостиного двора и на сайте
http://voxxter.ru/event/3885

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий