Видеть счастье или опустите свои ноги в океан!
Никита Макаров собственной персоной открыл 4 февраля свою персональную выставку «Nikita Makarov: in propria persona» в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева.
— Экспозиция была задумана как многоаспектный творческий диалог с четырьмя авторами. И как сказал нам с Дарьей (Дарья Котлярова, куратор выставки, — В. М. ) один наш добрый знакомый-антиквар, «характер стула диктует характер беседы». Поэтому перед вами сегодня четыре стула. Это четыре художника, которым, как инсталляционный оммаж, посвящена выставка, — пояснил Никита Макаров, открывая вернисаж.
Кто эти художники? Представители французского постимпрессионизма и американского модернизма начала XX века: Пьер Боннар, вошедший в историю искусства как один из величайших колористов нового времени; Жорж Сёра — создатель пуантилизма, или дивизионизма; Эдвард Хоппер, творческий принцип которого — как можно более точно переносить на полотно свои самые сокровенные впечатления от природы — стал основным лейтмотивом пейзажей Макарова. А также идеолог московского концептуализма Илья Кабаков, у которого Никита заимствовал идею универсальной организации абстрактного пространства, суть которой в совмещении анонимности и узнаваемости изображаемого.
Каждый из стульев, представленных на выставке, имеет свой собственный, индивидуальный стиль. Разгадывать, какой из них кого символизирует и почему, а также какие из представленных работ являют собой отсылку к одному художнику, а какие к другому — отдельное, увлекательное упражнение для посетителей. Для не самых искушённых имеется небольшая подсказка — цвет этикеток под картинами.
— Мало кто знает, что всё это время был и пятый художник, который очень много сделал для этого проекта и для меня, — добавил Никита Макаров в ходе открытия выставки. — Всё моё творчество за последние десять лет прошло через призму его оптики. Я говорю о выдающемся мастере XX века Валентине Михайловиче Сидорове. Обычно он открывал мои выставки. Но сегодня, к сожалению, не смог присутствовать здесь, потому что в январе он умер…
А ещё есть техника, в которой работает Макаров — темпера на древесной основе, напоминающая о русской иконописи. И, казалось бы, совершенно не подходящие этой технике сюжеты его работ — весёлые и беззаботные городские виды Испании, лёгкие прибрежные воды и прозрачные небеса Италии.
Всё это вместе создаёт почву для непростых размышлений. Финалом которых всё же становятся торжество жизни, вера в светлое будущее и убеждённость в том, что человек рождён для счастья, видеть которое в себе и вокруг себя — не только дар свыше, но и обязанность каждого из нас.
Себя Никита Макаров называет гедонистом. Возможно, даже сибаритом. И, разумеется, активно транслирует эту философию в своих работах. Поэтому, созерцая их, посетители выставки легко смогут окунуться в атмосферу красоты, неги, покоя и благополучия. А это так необходимо всем нам. Хоть ненадолго. Особенно сегодня…
Выставка будет работать до 7 марта 2021 года по адресу: Москва, улица Воздвиженка, 5/25.
Вероника Милославская