«Коллекционирование — это жесткая профессия» — Артвести
Меню

«Коллекционирование — это жесткая профессия»

 

Как начать собирать свою коллекцию без стартового капитала, где проходит лучшая выставка антиквариата и когда предметы быта из наших квартир станут ценными раритетами — в интервью «Арт-Вестям» рассказывают известный коллекционер западно-европейской живописи, вице-президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Михаил Ефремович Перченко и эксперт антикварного рынка Инна Пуликова.

— Михаил Ефремович, есть ли возможность у, так скажем, обычного человека иметь в доме стоящее произведение искусства?

— Конечно, есть. Начало коллекционирования не требует больших денег. Да что там, вообще никаких денег не требуется: на старте должно происходить «накопление жира», когда человек покупает все, что ниже рынка в 3-5 раз. Потом эти покупки приводятся в какой-то порядок и продаются. На вырученные деньги покупаются уже предметы в его собственную коллекцию. Таких возможностей сейчас очень много и у нас, и на Западе, откуда привозится большая часть предметов коллекционирования.

Только лет через пятнадцать коллекция начнет кормить саму себя. Ни одному коллекционеру в мире (кроме богатых императорских домов) еще не удавалось создать коллекцию, ничего не продавая. Я могу привести в пример очень многих всемирно известных коллекционеров, которые продавали, продают и будут продавать. Купили одну картину — другую надо продать.

Вообще, коллекционирование — это жесткая профессия. Эмоциональные привязанности вредят коллекции, их не должно быть. Точнее, они имеют право на существование, но тогда вы обязаны ту картину, которая вам как-то особенно нравится, спрятать и не вывешивать. Ведь в чем суть коллекционирования? В улучшении коллекции. А как улучшить качество? Если вы купили что-то новое, надо продать что-то старое, менее всего соответствующее уровню вашей коллекции.

Великий знаток коллекционирования Золотарев в своей книге пишет: «Если вы купите за три рубля фальшивый офорт Рембрандта, то на нем вы получите больше знаний, чем на подлинной вещи». И это правильно.

Еще я бы посоветовал новичкам никогда не покупать вещи у случайных людей. Покупать нужно только у знатоков, которые занимаются этим делом на протяжении долгих лет, потому что у них будут самые низкие цены и самые твердые атрибутации. Они никогда не продадут фальшак — не потому, что не хотят этого делать, просто они обязаны беречь свою репутацию. Это показывает мой личный опыт.

— Инна, а какие возможности для покупки и продажи есть у коллекционеров антиквариата в России?

— У нас дважды в год — осенью и весной — проводится антикварный салон. Он дает достаточно объективную картину происходящего в мире коллекционирования: что продается и по какой цене продается. Многие люди, приходящие туда, ничего не покупают. Они хотят просто прицениться и посмотреть, понять, какова текущая ситуация.

Я бы сказала, что на сегодняшний день в России это единственная выставка-ярмарка антиквариата. Существовали и другие, но эта оказалась самой устойчивой, прошла уже 37 раз, а это все-таки показатель стабильности. На антикварном салоне собираются 90-95% участников антикварного рынка, которые действительно работают постоянно и представляют из себя что-то серьезное. Туда просто пускают далеко не всех, существует довольно жесткий отбор.

— Инна, была такая смешная история, когда некая девушка принесла стулья 1970-х годов в полной уверенности, что они антикварные. Эксперты долго смеялись. Но для тех, кто экспертом не является, давайте дадим определение: что же такое антиквариат?

— Девушка немножко поторопилась с причислением своих стульев к антиквариату. Хотя семидесятые годы прошлого века уже вызывают интерес у некоторых покупателей. Их уже начинают коллекционировать: в части мебели предметы 60-70-х годов проходят по разряду дизайна, а вот живопись 1960-х уже постепенно начинает уходить в антикварный элемент.

То есть, я бы сказала, надо отнять от нашего времени полвека — и это будет то, что уже начинает относиться к разряду антиквариата. Предметы в нашей квартире тоже станут антиквариатом лет через пятьдесят. Поэтому наша задача жить как можно дольше, покупать хорошие вещи и бережно с ними обращаться. Нынешние-то коллекционеры пользуются тем культурным слоем, который создали наши предки.

Вообще, соприкосновение с произведениями искусства — это счастье, одно из самых сильных удовольствий в жизни человека. Поэтому если вы собираетесь заняться коллекционированием, я вам советую изначально рассматривать это не как бизнес, не как инвестиции. Погуляйте по антикварным рынкам, оцените свои финансовые возможности, окунитесь в этот мир — даже сначала ничего не приобретая. Посмотрите, к чему потянется ваша душа, ваше сердце.

Есть такое поверье, что не только человек выбирает вещь, но и вещь выбирает человека. Были ситуации, когда вещи «прятались» от покупателей, к которым «не хотели» идти. Потом приходит кто-то и видит именно этот предмет, а владельцы галереи говорят: «Ой, мы даже и забыли, что она у нас есть, висит там картина на стене, а мы ее как-то и не переоценивали, давно дело было». Вещь как будто дожидается именно того человека, к которому она хочет пойти, который ей близок.

 

 

 

 

 

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *