скачанные файлы

«Варочный цех» представляет выставку «Можно. Скорее можно, чем нельзя. Скорее нельзя, чем можно. Нельзя». Экспозиция объединяет проекты молодых художников, посвященные теме самоограничений и современной аскезы. Выставка стала итогом работы арт­резиденции в пространстве действующего завода Московской Пивоваренной Компании в Мытищах. В течение двух недель ее участники собирали материал для создания работ на предложенную кураторами тему. Одним направлением поисков стало исследование локального контекста: авторы посетили местные культурные институции, встретились с краеведами и исследовали Мытищи и его сферу досуга. Второй частью работы резиденции стали встречи художников с ведущими российскими учеными для обсуждения того, как проблема самоограничений понимается в разных науках — физике, культурологии, психологии, религиоведении, социологии, философии. В работах, созданных по итогам периода сбора материала, авторы исследуют феномены самоограничений и аскезы с нескольких ракурсов: Лера Лернер и Максим Емельянов обращаются к теме свободы, исследуя возможности и ограничения самовыражения художника; Филипп Ильинский ставит эксперимент над зрителем,предлагая ему произвольно ограничить свое внимание и тем самым исследовать проблему на собственном опыте. Два автора задаются вопросами о границах: Евгения Бонэвэрт обращается к соотношению реального и идеального миров, а Ангелина Меренкова — к связям между аскезой и гедонизмом. Лета Добровольская представляет осмысление аскезы как практики телесного самоистязания, а Илья Федотов­Федоров размышляет над последствиями ее принятия — уходом от мира и полным погружением в субъективность. Завершает экспозицию инсталляция кураторов «Неопалимая купина», которая отменяет противостояние отвлеченных понятий перед лицом физической реальности.

скачанные файлы (1)

РАБОТЫ

Лера Лернер. Пропускная система Кармен Номинант премии Инновация 2014 года Лера Лернер воспроизводит в инсталляции образ одной из петербургских городских сумасшедших — Таможеницы Кармен, которая обычно располагается у выхода из метро и пытается с каждого прохожего брать дань за переход «границы». Она воображает себя турникетом, цена прохода через который не жетон, а символическое дарение чего­либо, например, заколки или веточки сирени. Лера воспроизводит «Пропускную систему Кармен», создавая инсталляцию­турникет: чтобы попасть внутрь экспозиционного пространства зрителю придется что­то оставить. Работа становится размышлением не только об ограничении для зрителя, но и об аскезе художника: Лера отказывается от свободы творчества, чтобы создать произведение по идее городской сумасшедшей.

Филипп Ильинский. Выборочное внимание в присутствии музыки и изображения Зритель может исследовать тему на собственном опыте с помощью аудиовизуальной инсталляции Филиппа Ильинского, созданной на основе научных исследований феномена выборочного внимания. В первую очередь художник предлагает совершить выбор и сосредоточиться на одном из звучащих в пространстве аудиопотоков: классических музыкальных образах, отсылающих к ликованию и гедонизму, или необычной электронной музыке без академической корней, которая символизирует аскетизм. Выбор одной из звуковых дорожек закономерно приведет к отказу от восприятия другой. В чью же пользу сделает выбор тот или иной зритель? Евгения Бонэвер. До и после Художник исследует феномен аскезы как способ движения от мира реального к идеальному. Евгения совмещает в инсталляции объекты, представляющие образы абсолюта, и предметы, символизирующие явления «человеческого мира»: страсть, наслаждение и боль.

Лета Добровольская. Копья Лета Добровольская создает инсталляцию, в которой обращается к аскезе как к физическому акту самоистязания. Метафора насилия над собой — бетонная стена завода, утыканная «копьями» — отсылает к идее того, как человек с помощью своей воли может обуздать чувства, изменить свою форму и превратиться в собственного демиурга.

Максим Емельянов. Beerography Автор работает с локальным контекстом: создает серию фотографий на территории завода, а потом погружает фотопленку в пиво и позволяет ему искажать и разрушать изображение. Художник позваоляет случайным силами влиять на результат и таким образом подтверждает определяющую роль среды в производстве современного искусства. Кроме того, разрушение продуктами производства завода его же изображений становится метафорой творческого процесса, который часто становится травматичным для создателя.

Илья Федотов­Федоров. Субъект наблюдателя Художник создает инсталляцию­комнату героя, который сознательно отказывается от окружающего мира и таким образом рассматривает самоограничения как способ ухода от реальности и погружения в субъективность. Следствием практики становится невозможность осознания своего места и одиночество.

Ангелина Меренкова. Состав Ангелина Меренкова исследует противопоставление аскезы и гедонизма и приходит к выводу, что аскеза — форма стремления к удовольствию, которая требует воздержания для более сильного и ощутимого наслаждения, а гедонизм часто предполагает самоограничения, для того, чтобы не пресытиться. Двойственность этих феноменов воплощается в инсталляции, в который единый объект — резервуар с водой — условно предстает разделенным на 2 части.

Глеб Нечаев. Нет сигнала Победитель премии Инновация 2014 года создает видеоинсталляцию, в которой ставит вопрос о соотношении личной воли субъекта и навязанных ему способов действия. Вместо ожидаемого зрителем нарратива на экране демонстрируется статичное закольцованное видео — таким образом создается иллюзия поломки техники, а значит принудительной невозможности постичь якобы существующее художественное высказывание автора.

Роман Канащук. 42 Обладатель Гран­при конкурса «Серебряная камера» 2009 года исследует молодость и свободу. Истории его героев — про попытки преодоления ограничений, налагаемых обществом, и границ, который каждый определяет для себя сам.

Маша Комарова, Глеб Нечаев «Неопалимая купина» Обобщающим звеном экспозиции становится инсталляция кураторов «Неопалимая купина» — вечный огонь из газовой горелки. Метафора библейского куста, который горит и не сгорает, предстает образом соединения противоположностей: пламя становится символом неутолимого желания, терзающего и аскетов, и любителей удовольствий, которым собственные достижения всегда кажутся недостаточными. В то же время «Неопалимая купина» уравнивает все абстрактно рассматриваемые феномены перед лицом реальности: зимой установленная на улице инсталляция может служить для того, чтобы отогреть замерзшие руки, и, таким образом, противостояние отвлеченных понятий становится лишь средством достижения вполне конкретного результата.

О КУРАТОРАХ: Маша Комарова и Глеб Нечаев реализовали художественные и кураторские проекты в Государственном центре современного искусства, Центральном доме художника, на Новой сцене Александринского театра и на Московском международном кинофестивале. Кроме того, Глеб Нечаев стал победителем премии визуального искусства “Инновация” в 2014 году в номинации «Новая генерация».

ВАРОЧНЫЙ ЦЕХ: Некоммерческий проект, направленный на поддержку молодых российских художников и кураторов. Выставочная площадка Варочного Цеха открылась 3 сентября 2015 в четырехэтажном здании на территории действующего завода Московской Пивоваренной Компании в нескольких километрах от МКАД. Первые выставки проекта объединили сайт­специфик произведения, созданные как в экспозиционном пространстве, так и непосредственно в действующих цехах завода.

ДАТЫ РАБОТЫ ВЫСТАВКИ: 29 января ­ 28 февраля 2016

РЕЖИМ РАБОТЫ: пт­-вс: 12-­20

МЕСТО Варочный цех, Волковское шоссе, 12

ВХОД СВОБОДНЫЙ

 

От yaguarov

Добавить комментарий