В начале XX века в столице Франции жили многие российские художники. Одни продолжали образование, развивая в парижских ателье и академиях приобретенные профессиональные навыки, другие – начинали практически с нуля. Пределом мечтаний для многих их них было участие в выставках, которые проводили парижские салоны.
Диапазон творчества российских художников был очень широк: от академического консерватизма, (как в Салоне Елисейских полей) и робкого повторения общих мест импрессионизма и постимпрессионизма ( как в Салоне Марсова поля) до умеренного новаторства (Салоны Осеннего и Независимых).
Немало времени все «русские парижане» проводили в кафе, танцевальных залах и кабаре. Атмосфера светского общения и неизбежного флирта включала в себя и нечто совсем новое – профессиональные разговоры и споры.
Работа в совместно снимаемых мастерских, ежедневное общение неуклонно сближали бывших земляков и их коллег из разных стран Европы. Именно в этой атмосфере складывалось уникальное интернациональное сообщество художников, поэтов, литераторов, артистов и богемных «звезд», сопровождаемых своими музами – жёнами, подругами, натурщицами, любовницами. Яркую часть этого сообщества, вошедшего в историю живописи под именем «Парижской школы» составляли выходцы из России.
Молодые целеустремлённые художники – выходцы из разных уголков Российской империи – стремились приобщиться к открытиям «парижского искусства». Их число постоянно росло. Среди тех, кто прибыл во Францию до Первой мировой войны и остался навсегда, живописцы Хаим Сутин, Михаил Кикоин, Александр Альтман, Мария Воробьева-Стебельская (более известная под придуманным для неё Максимом Горьким сказочным прозвищем Маревна), скульпторы Александр Архипенко, Яков (Жак) Липшиц, Осип Цадкин, Хана Орлова, Оскар Мещанинов и немало других будущих «действительных членов» Парижской школы.
Многие обосновались на Монпарнасе, в знаменитом «Улье» (La Ruche), в прошлом винном павильоне – оригинальном круглом здании, которое в 1900 году было установлено на Всемирной парижской выставке, а позже разобрано и перевезено в южную часть города, в проезд Данци.
Марк Шагал, Любовь Попова, Александра Экстер, Константин Вещилов, Георгий Лапшин, Константин Горбатов, Жорж Пожедаев, Константин Коровин и другие вернулись в Россию. Кто окончательно, кто совсем ненадолго… Но несколько бурных лет, очень важных для профессионального образования, для собственного развития они провели в Париже.
Андрей Толстой
(журнал “Наше Наследие” № 104 за 2012г., nasledie-rus.ru)