1. Заново обретенная ранняя картина Роберта Фалька

Был случай, когда на экспертизу поступила достаточно поздняя работа известного авангардиста Роберта Фалька – с изображением букета. У картины оборот был закрашен серой краской. По рекомендации эксперта (известно, что в советские годы Фальк разрезал свои ранние работы, закрашивал изображение и использовал оборотную сторону) и с согласия владельца мы пригласили реставратора, который смыл краску с оборота. Там действительно оказалась часть другой картины – чьи-то ноги. Стилистически фрагмент «с ногами» можно было отнести к 1910-м годам – это еще раз подтвердило нашу уверенность, что написанный букет – это работа Фалька. Мы сделали заключение на работу и отдали заказчику. Через некоторое время в руки одного коллекционера одновременно от разных дилеров попали две работы. Одна с нашей экспертизой, о которой говорилось выше, – «букет с ногами», а вторая – верхняя часть от наших «ног», с портретом на оборотной стороне (более поздним по времени написания). Так, совместив фрагменты, коллекционер стал обладателем прекрасной работы Фалька 1910-х годов – периода расцвета художника, большого размера, по цене двух поздних работ (что по стоимости просто несопоставимо). Картина художника на аукциона была оценена в 1000000-1500000 евро.

2. Внезапно стали обладателями картины Анисфельда

Как-то раз владелец принес нам картину – пейзаж, доставшийся ему по наследству (с неразборчивой подписью – буква «Б» – и датой «911»), без каких-либо идей об авторстве. Эксперты НИНЭ провели тщательное исследование стилистики произведения, прочитали в инфра-красном и ультрафиолетовом диапазонах излучения подпись – и это оказалась прекрасная ранняя работа известного представителя русского авангарда Бориса Анисфельда. Стилистические картина также прекрасно вписалась в ряд морских пейзажей художника, выполненных во время путешествий в 1910-е годы. Химическое исследование подтвердило возраст полотна. Цены на ранние произведения Бориса Анисфельда на антикварном рынке доходят почти по миллиона евро.

3. Виды подделок

Более 60% поступающих на исследование в НИНЭ им. П.М. Третьякова произведений по результатам экспертизы оказываются поддельными. Существует несколько разновидностей фальсификации живописи и графики. Первый из них – так называемая «перелицовка» – представляет собой переделку одной картины в другую. В этом случае на картину неизвестного художника может быть добавлена подпись известного автора, схожего по стилистике и сюжетам, или более печальный для судьбы картины вариант – подпись подлинного автора работы уничтожается и заменяется подписью более дорогого художника. Западные пейзажи порой «обрастают» русскими церквями, европейские стаффажные фигурки «переодеваются» в русские костюмы или наоборот. Технологическое исследование картин в этом случае усложняется: возраст поддельной картины может соответствовать датам жизни заявленного автора. Часто для фальсификации также используются произведения копиистов. Надпись «Копия с Айвазовского» исправляется на подпись «Айвазовский». Еще один способ – намеренная подделка, которая могла быть выполнена как при жизни художника, так в советское или нынешнее время.

4. Самые подделываемые художники. Опыт НИНЭ им. П.М. Третьякова

НИНЭ им. Третьякова сталкивается с подделками ежедневно – в среднем каждый рабочий день мы получаем на экспертизу три поддельные работы.

Резонансные случаи разоблачения подделок, хорошо известны. Взять хотя бы судебное разбирательство Виктора Вексельберга с Christie’s по поводу фальшивой «Одалиски» Бориса Кустодиева или затянувшееся дело Елены Баснер, связанное с поддельной работой «В ресторане» Бориса Григорьева.

Однако наша внутренняя статистика показывает, что вовсе не Кустодиев или Григорьев являются самыми подделываемыми художниками. Мы составили свой рейтинг русских художников, поддельные работы которых чаще всего встречались в нашей практике.

По причине конфиденциальности мы не публикуем те произведения, которые прошли через нашу экспертизу. Все иллюстрации к этой статье мы взяли из «Каталога подделок произведений живописи», который выпускала в 2008-2009 году Росохранкультура. Они являются достаточно показательными.

5. Маркировки и пометки на картине помогают определить ее происхождение из знаменитого собрания.

Даже когда сомнений в подлинности работы нет, профессиональное исследование может принести очень интересные результаты. Недавно к нам на экспертизу попала хорошая крымская работа известного пейзажиста И.Е. Крачковского. Совершенно типичная и не вызывающая вопросов по подлинности. Казалось бы, какие тут могут быть сюрпризы? Однако исследование оборота в ИК-диапазоне излучения выявило замазанную краской монограмму «АΘ», что позволило нам предположить принадлежность работы к коллекции Государыни императрицы Александры Феодоровны. Дальнейшее архивное исследование полностью подтвердило эту версию. Оказалось, что картина была опубликована в «Каталоге избранных произведений художника», изданном Императорским обществом поощрения художеств в 1902 году, и в «Каталоге посмертной выставки Иосифа Крачковского 1856–1914» (Петроград, 1917). В каталоге было указано: «Весна в Крыму (Глицинiи). Собств. Е.И.В. Государыни императрицы Александры Θеодоровны». После этого открытия работа был переоценена и продана (как нам известно) в несколько раз дороже, чем планировалось изначально.

Рейтинг подделок

На ПЯТОМ месте нашего хит-парада Алексей Кондратьевич САВРАСОВ

За восемь лет работы мы выдали 23 экспертизы на подлинные работы художника. При этом нам принесли 22 подделки.

Саврасов — один из самых ярких героев «Каталога подделок». В нем были собраны в первую очередь «перелицовки» – работы западноевропейских художников, которые поддельщики выдавали за произведения русских живописцев, ставя фальшивые подписи и убирая/добавляя отдельные детали композиции. Например, с работы немецкого художника Генриха Хиллера исчез деревенский дом и коровы, зато добавилась маленькая русская церквушка. В полотна Саврасова превратились работы малоизвестных в России датчанина Фредерика Роде, немцев Франца Эмиля Краузе и Эдуарда Вильгельма Позе.

Подделывают под Саврасова и русских авторов, в частности его ученика и последователя Юрия Козлова. Художник он был вполне добротный, в живописи и графике воспроизводил типичные «саврасовские» мотивы. Так что подделать его под старшего (и дорогого) товарища не так сложно.

Поддельные работы Саврасова встречаются и в крупных коллекциях, например, фальшивку нашли в собрании покойного российского олигарха Бориса Березовского. Оценочная стоимость этого полотна ранее составляла 550 тыс. долл.

Рекорд на живопись Саврасова держится с 2007 года, когда на торгах Стокгольмского аукционного дома его полотно «Избушка в лесу» ушло за 1,4 млн. евро. Таких цен на Саврасова с тех пор не было, но, тем не менее, хорошие произведения художника стоят десятки и сотни тысяч евро.

ЧЕТВЕРТОЕ место нашего рейтинга по праву занимает Иван Иванович ШИШКИН

Кроме 33 подлинных работ этого пейзажиста, нашим экспертам встретилась 51 фальшивка.

Собственно скандал, который произошел с полотном Шишкина, положил начало длительному процессу по выявлению подделок на русском рынке. После этого заговорили о проблемах в области экспертизы произведений живописи, были признаны многочисленные ошибки в атрибуции, выпущены каталоги подделок и пересмотрена общая ситуация в области экспертизы произведений искусства в России. Все эти действия привели к появлению новых экспертных организаций, создающих сегодня здоровую конкурентную среду и гарантирующих высокий уровень проведения экспертиз, и как следствие достаточной стабильности в этой области.

А скандал тот случился на Sotheby’s в 2004 году. Тогда с русских торгов в Лондоне неожиданно было снято полотно Шишкина «Пейзаж с ручьем». Работа считалась топ-лотом аукциона, была представлена на предаукционной выставке и во всей красе напечатана в каталоге. Предварительно ее оценили в 1-1,2 млн. долл., что тянуло на новый рекорд. Однако прямо перед торгами специалисты шведского аукционного дома Bukowskis узнали в этом «шишкине» полотно малоизвестного голландского живописца Маринуса Куккука, проданное ими годом раньше за скромные для Шишкина, но огромные для Куккуса 57 тыс. долл. Только фигурки людей, нехарактерные для творчества русского живописца, исчезли, да добавилась подпись.

К сожалению, на рынке таких «шишкиных» немало, причем очень часто поддельщикам даже не нужно ничего убирать с полотен, настолько западноевропейские пейзажи похожи на русские. А продажа такого полотна неопытному покупателю может принести хороший доход. Ведь сегодня стоимость самой дорогой работы Шишкина «Сумерки», проданной на торгах Macdougall’s в 2013 году, – 2,1 млн. фунтов (около 3,3 млн. долл.).

На ТРЕТЬЕМ месте рейтинга разместился Иван Константинович АЙВАЗОВСКИЙ

О русском маринисте номер один шутят: такое количество «айвазовских», которое сегодня ходит по русскому арт-рынку, сам художник не то что не успел бы написать, но даже подписать. В этой шутке много правды. Искусствоведы до сих пор не пришли к единому мнению о количестве созданных плодовитым Айвазовским работ – по разным оценкам их насчитывается от 6 до 15 тысяч. Отсутствие единого каталога помогает мошенникам умело появляться на рынке с новыми, якобы не известными ранее работами. В наши руки попали 42 подлинных произведения знаменитого мариниста и 54 подделки.

В Айвазовского переделывают как работы западноевропейских художников, так и русских современников. В каталоге подделок числятся например полотна главы Дюссельдорфской школы Андреаса Ахенбаха или итальянского художника, работавшего на Капри, Консальва Карелли. Однако Айвазовский был настолько популярен при жизни, что в его стиле в России было написано огромное количество работ еще в 19 веке. В Айвазовского переделывали и переделывают работы художников одесской школы Кириака Костанди. Правда теперь, когда произведения и самого Костанди поднялись в цене, уже и под него подделывают собственных учеников.

Кроме того, работы Айвазовского часто воруют. Так, летом 2015 года одно полотно Айвазовского украли из музея в Тарусе, другое – сняли с торгов Sotheby’s как краденную по запросу российского бюро Интерпола.

И подделки, и кражи имеют простое объяснение – Айвазовский художник очень дорогой. Средняя цена на его большое полотно – миллион долларов, а самая дорогая публично проданная работа – «Вид Константинополя и пролива Босфор» – ушла на Sotheby’s в 2012 году за 3,2 млн. фунтов (5,2 млн. долл.).

Почетное ВТОРОЕ место нашего списка занимает Исаак Ильич ЛЕВИТАН с удивительными цифрами.

Наши эксперты выдали 28 заключений на подлинные работы художника, а еще 86 работ были признаны подделками (то есть 75% просмотренных нами работ).

Левитан прожил всего 40 лет, а в пейзажном классе Училища живописи, ваяния и зодчества успел поработать лишь два года до своей смерти в 1900 году. Несмотря на короткий творческий период, у художника было много учеников, последователей и подражателей. Именно их пейзажи, близкие по мотиву, колориту, времени создания, сегодня активно подделывают под знаменитого учителя, просто меняя подпись. Иногда за его произведения выдают ученические копии даже самых известных работ, например, знаменитого «Вечера на Волге» из Третьяковской галереи. Экспертиза работ Левитана сложна еще и потому, что, будучи высококлассным художником, он постоянно развивался и пробовал себя в разных манерах.

На некоторых поддельных работах Левитана стоят надписи вроде «Этюд моего брата. А. Левитан». Это подтверждение ставил на работах художника его брат Авель (Адольф) Левитан. Авелю после смерти Исаака досталось все художественное наследство знаменитого брата, часть из которого он продал. Некоторыми работами Исаака также владела его сестра Тереза – они были вывезены ее детьми в Европу, а потом в Израиль. Левитан относится к тем художникам, для творчества которых не существует каталога-резоне, поэтому среди обилия подделок периодически случаются большие открытия подлинных работ. Так работы, находившиеся в израильском музее, долгое время не были известны российским искусствоведам. А на торгах немецкого дома Auсtionata в 2014 году выставлялось большое полотно Левитана, которое более чем на 100 лет выпало из поля зрения специалистов.

Рекорд на живопись Левитана держится с 2007 году – тогда на Christie’s было продано его полотно «Кремль. Иллюминация» за 3,3 млн. долл.

Наконец, главный герой нашей истории, занимающий ПЕРВОЕ место, — Константин Алексеевич КОРОВИН

Крайне популярный и востребованный на рынке живописец: на 85 проверенных нами подлинников Коровина приходятся 92 подделки.

Подделывать Коровина начали еще при жизни. Известно, что в Риге в начале XX века работала целая фабрика подделок Коровина. После того, как в СССР с имени Коровина сняли запрет и художник вернулся в научный оборот, на первых советских выставках тоже было немало подделок — тогда русские искусствоведы еще не могли отличить истинный коровинский почерк. Сегодня с этим дела обстоят гораздо лучше.

Для Коровина также характерна, пожалуй, самая распространенная тенденция в мире подделок – когда работы учеников или последователей переделывают в произведения учителей. За работы прославленного мастера выдают, например, произведения художника Николая Клодта, близкого приятеля Коровина, который также пришел в своем творчестве к импрессионистической манере письма. Кроме того, Клодт был исполнителем многих коровинских эскизов для монументальных росписей и театра, так что просто не мог не испытать серьезного влияния Коровина на свое творчество, хорошо знал его живопись, использовал некоторые его приемы. Другой пример – Георгий Лапшин, художник-эмигрант, чья импрессионистическая манера письма также близка Коровину.

Самое дорогое произведение Коровина продано на Sotheby’s в 2008 году почти за 3 млн. долл.

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации их произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-89-88, info@artvesti.ru

Добавить комментарий