![](https://static.novayagazeta.ru/storage/content/pictures/4853/content_IMG_8097_copy_site.jpg)
В этом году четыре российских фотографа стали лауреатами World Press Photo — главного независимого международного конкурса для профессиональных фотографов. В пятницу в культурном центре Русс Пресс Фото трое победителей — Елена Аносова, Кристина Кормилицына и Валерий Мельников — рассказали о своих фотосериях. Четвертый призер, Сергей Пономарев, был в командировке. Поздравив коллег, мы попросили их рассказать о том, как были созданы кадры-победители.
Номинация «Повседневная жизнь». Второе место
Елена Аносова, Иркутск. Серия фотографий о Сибири «Out-of-the-way» (переводится примерно как «уникально труднодоступный», но на русском языке названия пока нет. Работа над проектом продолжается). Смотрите всю серию.
![](https://static.novayagazeta.ru/storage/content/pictures/4846/content_025_Elena_Anosova.jpg)
![](https://static.novayagazeta.ru/storage/content/pictures/4845/content_elena_anosova_c_alexey_nikishin.jpg)
«Можно делать личное, и это будет успешно»
— Все работы, которые я делаю, связаны с моим личным жизненным опытом. Я работаю над вещами, которые на меня повлияли. Просто так получается, что вопросы, которые волнуют меня, стали интересны кому-то ещё. Мне неважно чувство момента. Я люблю подмечать какие-то обыденные, типичные вещи, потому что они рассказывают больше.
Вот на фотографии на столе лежит эта скатерть с красными цветами, а на ней — традиционное сибирское рождественское блюдо, которые называется «губа лося». Если кто-то ел говяжий язык, то это чуть вкуснее, это деликатес. Его не едят каждый день. Здесь зафиксирован обычный процесс: так мои родственники это мясо размораживают. А в это время орда племянников в числе пяти штук носится вокруг и ест конфеты, потому что новый год. Ну и всё. Вот и другая моя тетушка, в другом доме, точно так же кладет эти лосиные губы размораживаться. Ну, у нее только скатерти такой красивой нет.
Номинация «Долгосрочные проекты». Первое место
Валерий Мельников, фотограф МИА «Россия сегодня», Москва. Серия «Черные дни Украины». Смотрите всю серию.
![](https://static.novayagazeta.ru/storage/content/pictures/4847/content_047_Valery_Melnikov_Rossia_Segodnya.jpg)
![](https://static.novayagazeta.ru/storage/content/pictures/4848/content_valery_melnikov_c_alexandra_anikeeva_site.jpg)
«Снимать, как одни люди стреляют по другим, мне не представляется интересным»
— С 2014 года у меня было шесть или семь командировок на Донбасс. Эта история о третьей стороне конфликта — о мирных жителях. Военные делают выбор осознанно, а они не выбирают. Я хотел, чтобы зрители почувствовали хотя бы одну сотую того, что пережили эти люди. И нет разницы — с какой стороны стреляют.
Когда по соцсетям прошла информация о том, что на станицу Луганскую был совершен авианалёт, мы с моим водителем сразу помчались туда. Примерно через 20-30 минут мы оказались на месте. Улицы горели, дома были разрушены. Вдоль дороги лежали погибшие. Муж и жена пытались спасти собаку из своего пылающего дома — я это снял.
Номинация «Люди». Третье место
Кристина Кормилицына, фотокорреспондент ИД Коммерсант, Москва. Фотография «Fidelity» («Верность»). Оригинал — на сайте World Press Photo.
![](https://static.novayagazeta.ru/storage/content/pictures/4849/content_088_Kristina_Kormilitsyna_Kommersant.jpg)
![](https://static.novayagazeta.ru/storage/content/pictures/4850/content_valery_melnikov_c_alexandra_anikeeva_site2.jpg)
«Кайф профессии в том, что она дает возможность неоднозначной оценки»
— Когда скончался Фидель Кастро, мне очень хотелось попасть на прощание, на это исторически важное событие. Это была исключительно моя инициатива туда поехать.
Когда я прилетела в Гавану, траурный кортеж с Фиделем уже поехал по стране, в каждом городе прощались с его прахом. Я догоняла этот «Караван свободы». В городе Камагуэй полиция перекрыла дорогу, я не могла дальше ехать за кортежем, поэтому просто пошла гулять по городу. Увидела портрет Фиделя на зеленой стене в полицейском участке. И просто села напротив и начала снимать этот портрет. Женщина и девочка на диване наклонились, чтобы не мешать мне. И получилась эта фотография. Хотя в тот момент не было ощущения, что этот кадр прям вау, что это картинка номер один.
Номинация «Общие новости». Второе место
Сергей Пономарев, фотограф-фрилансер, Москва. Серия «Битва Ирака за возвращение своих городов». Смотрите всю серию.
![](https://static.novayagazeta.ru/storage/content/pictures/4851/content_040_Sergey_Ponomarev_The_New_York_Times.jpg)
![](https://static.novayagazeta.ru/storage/content/pictures/4852/content_Ponomar_site.jpg)
«Я снял парня рядом с остывающим телом отца»
— Это история про беженцев, которым удалось сбежать из Мосула, освобождаемого от сил ИГИЛ (организация, запрещенная в России).
В городе жили около миллиона человек. Когда вошли войска коалиции, гражданские стали выходить из домов, проверять родственников, собирать пожитки, чтобы ехать в лагерь беженцев. И снайперы ИГ, остававшиеся в городе, вовсю этим пользовалось. Они расстреливали всех, кто двигался.
В тот день я снял два кадра один за другим. В полевой госпиталь привезли мужчину с двумя ранеными детьми. Младшая девочка умерла на руках у отца прямо в госпитале. И там же я снял этого мальчика, его отца убил снайпер. Парень был в шоке, не мог поверить, что сидит рядом с уже остывающим телом отца.
Все фото: World Press Photo
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/03/13/71775-ekologiya-konflikty-smert-i-lyubov